СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Архив «ПИТЕРBOOK» » Записки из страны Нигде » Парни в красном погибают первыми

Парни в красном погибают первыми

00:00 / 21.03.2019
Елена Хаецкая

В оригинальном сериале «СтарТрек», созданном в 1960-е годы, есть такое явление, как «парни в красном». У членов экипажа звездолета форма различается цветом, у капитана она горчично-желтая, например, а вот у младшего состава – красная. Капитан Кирк регулярно высаживается на какую-нибудь непонятную планету и берет с собой трех-четырех «парней в красном». Когда из пещеры или из-под земли внезапно выскакивает неведома кракозябра и атакует исследователей, то погибает кто-нибудь из этих безымянные персонажей, а капитан Кирк, победив зло и изучив чужую планету, с ценной информацией о Вселенной возвращается на корабль. Отсюда пошло понятие «парни в красном» - это тот кордебалет, который, согласно авторскому замыслу, подлежит уничтожению. Просто потому, что в принципе не бывает же так, чтобы никто не погиб? А выпиливать ключевых персонажей нельзя, они нужны для сюжета. Кроме того, гибель «парней в красном» нужна не для того, чтобы зритель проливал над ними слезы, а для того, чтобы обозначить опасность ситуации в целом, подчеркнуть, что капитан Кирк может попасть в беду. Заставить нас переживать именно за капитана Кирка.

И здесь мы сталкиваемся с любопытным феноменом.

Дело в том, что на протяжении столетий феодальная (а прежде – и рабовладельческая) система развивали в людях убеждение в том, что люди не равны. Они не равны не только по имущественному и социальному положению, но и по природе своей. Можно почитать описания мужланов, которые изредка встречаются в рыцарских романах. Мужлан показан как существо гоблинообразное, он уродлив, прибит, туповат. Позднее стали появляться мужланы-пастушки, но они не имеют ничего общего с реальными мужланами и откровенно представляют собой творческий вымысел. Мужлан может быть ценен, но брак рыцарской дочери с ним невозможен, такое никому бы и в голову не пришло.

Представление о том, что люди изначально не равны и не обладают равной ценностью, начинает разрушать буржуазия, ну мы все это знаем, вплоть до буржуазных революций и деклараций прав человека. Люди равны! Ну ничего себе…

Правда, потом эта же самая буржуазия уже засела на денежных мешках и стала заключать браки только внутри больших семей; тем не менее физических причин для любви между богатыми и бедными стало значительно меньше. Люди равны, просто некоторые люди равнее, как-то так. Последующие революции все больше и больше продалбливали эту идею равенства людей.

Потом случилась Первая Мировая война, в окопы усадили «пушечное мясо», которое состояло из равных друг другу людей, людей с полным осознанием своей уникальности и ценности. То есть произошел диссонанс. Средневековый мужлан, наемник, даже и впавший в нищету бедный рыцарь – все они искренне считали себя существами низшими по отношению к графу или королю. Солдат Первой Мировой себя таковым по отношению к какому-нибудь Людендорфу не считал. И потом написал про это «На Западном фронте без перемен» и другие книги.

У «парней в красном» есть имя, судьба, голос, «парни в красном» ничуть не менее ценны, чем капитан Кирк! Произошло еще одно революционное столкновение менталитетов.

Мы растем с представлением о том, что личность обладает безусловной ценностью. Считать человека расходным материалом, товаром – аморально.

В детстве об этом как-то особо не задумываешься. В детстве ты – абсолютная ценность, господин граф или король, ты капитан Кирк, а персонажи книг, особенно второстепенные, - это безымянные «парни в красном». Да ты, в общем, и одноклассников – руку на сердце положа – таковыми считаешь. Поэтому первая стычка д'Артаньяна с гвардейцами кардинала (а бравому гасконцу почти столько же лет, сколько парням из выпускного класса) не вызывает у тебя негативных эмоций. Наоборот. Круто. Подрался, поубивал кучу народу, из коего один лишь Бикара обладает именем и национальностью, вообще хоть какими-то личностными чертами. Но он как пришел, так и ушел, прощай, Бикара.

Перечитывая тех же «Трех мушкетеров» уже в более-менее зрелом возрасте, ужасаешься этим бездумным убийствам. Ведь все эти гвардейцы – чьи-то дети, думаешь ты, у них есть мама в провинции, есть возлюбленная, какие-то планы на будущее… И вот так внезапно и бессмысленно оборвалась жизнь…

Стоп. Здесь сталкиваются два мировоззрения: наше этичное и условно-романическое. В романах и сериалах по-прежнему действует древний жесткий иерархический принцип. «Парни в красном» не важны. Положительный герой может рыдать над погибшим военачальником или пойти на неслыханные жертвы, чтобы спасти своего друга (или даже любимого врага), но глазом не моргнет, положив ради этой великой и благородной цели десяток-другой «парней в красном». Это не делает положительного героя плохим. Он просто живет в другой реальности.

 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх