СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00

Ад одноклассников

00:00 / 07.08.2017
Елена Хаецкая

Одноклассники – совершенно особенные люди в нашей судьбе. Как и родственников, одноклассников мы не выбираем. Вообще. Никак. Их нам преподносят как данность – и на протяжении десяти лет (плюс-минус) эти абсолютно случайные люди остаются для нас самыми близкими. Они знают о нас то, чего не знают и родители. Самые сильные, самые первые, самые неопознанные страсти связаны с ними.

Потом все будет уже иначе. Однокурсников мы все-таки себе выбираем – хотя бы потому, что они выбрали тот же вуз, что и мы, у нас общие интересы, общее представление о будущей специальности. То же самое можно сказать и о рабочих коллективах, где нам предстоит трудиться.

Но только не с одноклассниками. Никакого волевого выбора с твоей стороны, и все отдано на откуп простому везению.

Еще одна очень важная вещь: одноклассники – это люди, с которыми мы вместе растем. Товарищи по детскому саду остаются все-таки в раннем детстве, а вот с одноклассниками мы знакомимся в наши семь и расстаемся в наши семнадцать.

И кажется, будто это – люди, о которых ты на самом деле знаешь все. Спустя десять лет, сойдясь на вечере встречи или случайно столкнувшись где-нибудь на улице, в кафе, на круизном лайнере, ты внезапно обнаруживаешь: перед тобой – совершенно неожиданный человек. Ты ничего о нем на самом деле не знал. Нет никого роднее одноклассников – и нет никого более незнакомого.

Мы расстаемся с одноклассниками на переломе лет. Первый сексуальный опыт, брак и родительские чувства, профессиональный рост, становление гражданина – все это, по большей части, происходит уже после школы.

Кроме того, каждый ребенок и каждый подросток мало обращает внимания на окружающих. Ему кажется, будто он хорошо изучил родителей, учителей, одноклассников. На самом деле подросток знает о них ровно столько, сколько ему необходимо для того, чтобы удобно и по возможности безопасно функционировать самому. Каждый сосредоточен на себе, на своем росте, на переменах, которые постоянно в нем происходят. Это естественно – но, с другой стороны, это означает, что все одноклассники точно так же замкнуты в себе.

Отсюда и внезапность некоторых открытий, которые мы делаем друг о друге на вечерах встречи.

А с другой стороны, та почти родственная связь, которая завязывается в общем детстве, никуда не исчезает. Да, одноклассники – самые большие незнакомцы в нашей жизни; да, самые важные этапы становления личности мы проходим уже после того, как школа закончена и мы разошлись по вузам и по работам; и все-таки известие о смерти кого-то из одноклассников повергает нас в глубокую печаль, как будто мы потеряли родственника. Почему? Ведь умер давно уже не знакомый, чужой человек? Нет, это близкий человек, ведь он – часть твоего бесценного детства.

Так совпало, что практически одновременно мне попалось сразу два, очень разных, но одинаково сильных произведения, связанных с темой одноклассников.

Во-первых, это сериал «Правосудие» («Своя правда») – вышел последний, шестой сезон. И во-вторых, это новый роман Харуки Мураками «Бесцветный Цукру Тадзаки и годы его странствий».

От одноклассников не отвязаться – вот их общая мысль. Одноклассники слишком глубоко «проросли» в твою биографию. Эти отношения, пусть заочные, могут тянуться годами и оказывать серьезное влияние на твое сегодня.

В «Правосудии» - маленький городок в штате Кентукки и трое одноклассников: бандит, женщина и маршал. Им уже за тридцать. Женщина уже потасканная, бандит уже посидел в тюрьме и успел побыть фашистом, проповедником, взрывником, владельцем бара и борделя, торговцем наркотиками; маршал уже попытался вступить в брак с нормальной красивой карьеристкой и даже пожить во Флориде, подальше от проклятого городка в штате Кентукки, где живет папочка – старый разбойник и до сих пор стоят шахта, школа, бар, берлога негритянской банды. Невозможно вырваться из этого круга. Нормальная красивая жена-карьеристка сюда не вписывается. Она досталась главному герою уже в готовом виде, с шикарными ногами и прочими добродетелями. А вот потасканная женщина – другое дело. Они оба, и маршал, и бандит, помнят ее чирилидершей, помнят ее юной, желанной, недосягаемой. Она – своя, она им ближе, чем кожа. И она сначала была с одним, потом с другим, потом предала одного, потом другого, пыталась бежать, запуталась… но это не отменяет главного: она родная, она одноклассница. Они трое знают свою школу и где там можно спрятаться. Им нет надобности лицемерить – они видят друг друга насквозь.

Тот мир, в котором они замкнуты и из которого им не вырваться, - это фактически ад: умирающий городок где-то посреди штата Кентукки, где нечем заняться, кроме как торговлей марихуаной. Тут можно только бесконечно играть в разбойников и полицейских.

В финале шестого сезона эти трое как будто разорвали круг и сумели расстаться и даже уехать из родного городка… но нет: они продолжают держать связь, они вечно будут объединены общим прошлым, общей школой, общим детством.

«Бесцветный Цукру Тадзаки» - также о тридцатилетнем человеке, за которым тянется «шлейф» давней истории с одноклассниками. Их было пятеро, трое парней и две девушки. Цкуру был пятым, «лишним». Так он себя воспринимал. Те четверо были яркими, интересными, он – бесцветным. Но он был бесконечно благодарен им за эту дружбу, которая превратила последние школьные годы в сплошной рай.

Пока вдруг они все не перестали с ним разговаривать.

Цкуру не понял, что произошло. Ему никто ничего не объяснил. Он хотел умереть, но не умер. Просто пришел в себя через несколько лет и начал, как мог, худо-бедно жить дальше. И наконец в его жизни появилась женщина, которой он открылся, - и женщина эта дала ему важное задание: встретиться с одноклассниками и выяснить, лицом к лицу, - что произошло тогда, в ранней юности.

…Вообще, зная манеру японских писателей очертить проблему, нарисовать картинку и бросить читателя на произвол судьбы (чем славен, например, Нацумэ Сосэки), я заранее напряглась: не дай Бог автор сейчас напустит туману и отправится считать овец! Но нет, спасибо, уважаемый Харуки Мураками, любимый писатель, не сделали нам такой пакости и сразу ошеломили прямым и искренним ответом первого же из спрошенных одноклассников.

Чувак прямым текстом объяснил – почему компания перестала разговаривать с Цкуру. Да только того, в чем его обвиняли, наш герой не делал. И он продолжил расследование, встретившись со всеми из старой компании.

В книге очень достоверно, интересно и тепло описаны встречи взрослых одноклассников. Действительно – незнакомцы. По-своему каждый интересен и хорош. И каждый видел их детскую дружбу в совершенно другом свете, нежели Цкуру. Например, он считал себя «лишним», а они считали, что это он их всех объединял, был самым необходимым в их квинтете. Вот это да! Он же «бесцветный»… Но это также означало, с другой стороны, что он впитывал в себя все «цвета».

Загадка того давнего бойкота разрешилась очень быстро и внезапно оказалась менее важной, нежели обновленное знакомство с самыми важными людьми ушедшего детства.

Книга Мураками – глубокая и мудрая. По стилю, образам, персонажам она как будто бы примыкает, скорее, к «Норвежскому лесу». И даже заканчивается так же: разобравшись в себе, герой ждет телефонного звонка от героини.

В обоих случаях мы не знаем – позвонит она или нет, снимет трубку или нет, и что она скажет. Но это уже не имеет значения.

Цкуру Тадзаки встретился со своим детством лицом к лицу и стал цельным. Теперь что бы с ним ни случилось – он уже «весь», «целиком», он «собрался» по кусочкам.

Иногда одноклассники обладают большой властью над душой человека - вот о чем книга. Если в «Правосудии» отношения одноклассников – это круг ада, из которого не выйти, то в «Цкуру Тадзаки» круг разрывается, и, что гораздо важнее, не разгадкой тайны, а построением новых отношений, отношений взрослых, состоявшихся людей.

 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх