СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00

География несвободы

00:00 / 15.02.2018
О. Л.

15 февраля Павел Полян представит книгу «Географические арабески: пространства вдохновения, свободы и несвободы». Презентация пройдёт в Музее Анны Ахматовой. Начало в 18.30.

Павел Полян – известный историк, географ и демограф. Сборник «Географические арабески: пространства вдохновения, свободы и несвободы» входит в двухтомник  избранных трудов по социально-экономической и гуманитарной географии, написанных за 45 лет.

Один из разделов книги посвящён различным аспектам режимности в России. Полян рассказывает о разных видах режимных территорий, в том числе о «наукоградах» и прочих советских закрытых зонах. Однако в центре внимания автора – черта постоянной еврейской оседлости. Это особый ареал, открытый для легального и постоянного проживания евреев-подданных Российской империи. Далеко не все помнят, что в других регионах страны евреям жить запрещалось (за исключением нескольких категорий).

Режим черты оседлости растянулся на семь царствований. Он прямо зависел от  политики российских монархов в еврейском вопросе, проще говоря — от уровня их антисемитизма. Например, больше всего послаблений приходится на царствования Павла I и Александра II. Ликвидация черты оседлости произошла de facto в 1915 году, а de jure — в 1917-м.

Как сказано в книге, «на протяжении долгих 126 лет черта оседлости была родимым пятном на челе России — ярмом для российского еврейства, выталкиваемого в эмиграцию или в революцию, и, наряду с еврейскими погромами, позором для российской государственности, упорно изолировавшей себя от цивилизованного европейского мира».

В сборнике автор рассказывает также об известных российских географах: В. П. Семенове-Тян-Шанском, П. Н. Лукницком, И. М. Маергойзе, Л. И. Василевском и др.

Источник: http://akhmatova.spb.ru/events/literaturnye-vechera/geografiya-nesvobody-cherta-osedlosti-i-drugie-rezhimnosti
 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх