4 апреля в Доме Книги на Невском состоялась встреча с Диной Рубиной. В Петербурге писательницу знают и любят — публика начала стягиваться в магазин за полтора часа до начала вечера. К семи пространство между стеллажами было заполнено битком: кто стоял, кто сидел, кто заглядывал в зал.
Дина Рубина начала с презентации нового романа «Бабий ветер». После эпического сериала «Русская канарейка» автор внезапно выпустила роман в эпистолярном жанре. В самом деле, «Бабий ветер» написан в форме писем — в них героиня обрисовывает свою жизнь в Штатах. Действие книги происходит одновременно в двух планах: в суетном настоящем и далёком, но таком желанном прошлом. В молодости героиня летала на воздушном шаре, отважно прыгала с парашютом — а теперь, чтобы выжить в чужой стране, приходится работать косметологом. Рассказывая невидимой собеседнице о встречах с клиентами, она невольно вспоминает о полётах, о старых привязанностях, родных местах. В этой книге Дина Рубина ведёт предельно откровенный разговор о таких острых вопросах, как гендерная идентичность, гомосексуальность, смена пола. Между тем больше всего автора волнует участь женщины в актуальном мире.
Представив роман, писательница принялась отвечать на вопросы публики. Желающих задать вопрос было так много, что ведущий едва успевал передавать микрофон. Многих интересовало, как автору удается так достоверно показать самые разные места и события, происходящие в различные эпохи. В ответ Рубина заметила: «после «”Русской канарейки” в Алмате меня встречали как героя» — а ведь она никогда там не бывала! Что не помешало обрисовать быт алма-атинской семьи так красочно, что многие поверили в личное знакомство с местными реалиями. Между тем «писатель не создаёт картины — он создаёт иллюзии! — утверждает Дина Рубина. — Если я должна эту табуретку сколотить — всё должно быть под рукой». Потому она так тщательно собирает материалы, добывая знания у специалистов, попутчиков, жителей разных краёв.
Отвечая на вопрос о прототипах героев, Рубина отметила: редко когда цельный литературный герой приходит из жизни. «Мы создаём совершенно другие, параллельные миры». Именно так рождается «захватывающий образ», который заставляет читателя сопереживать. Писательница призналась, что её увлекают сильные женщины: «с трудом представляю, что я писала бы какую-то мямлю».
Бывает, читатели даже сердятся на автора за то, что тот погубил или не вознаградил героя за заслуги. Тем не менее, серьезные писатели не стремятся оправдать ожидания публики. Как считает Рубина, «герой должен быть абсолютно органичен сюжету, всей конструкции романа». Поэтому если ему суждено погибнуть, автор не вправе менять его судьбу.
Когда писательницу спросили про Евгения Евтушенко, она оживилась. «Это был просто актёр, игрок, неугомонный человек во всех своих ипостасях!». Дина Рубина была знакома с поэтом, когда жила в Москве, и вспомнила, как он блестяще выступал, мужественно вступался за непризнанных писателей. Рубина рассказала, как Евтушенко поддержал публикацию непечатной повести Приставкина в «Знамени» — и текст стал событием в культурной жизни!
Кроме чисто литературных вопросов, автора спрашивали о насущных темах. Так, кто-то задал вопрос, существует ли в мире справедливость. Дина Рубина ответила не сразу: она думает, что воздаётся каждому — кому-то при жизни, кому-то — в масштабах народа, века, страны…
Сейчас писательница вовсю работает над новой книгой. В романе будет «целая вереница деревенских героев». «Я очень люблю бывать в России, здесь империя, океан языка», подчеркнула Рубина. В новом тексте она хотела бы «вернуться» пейзажем, разговором, речью героев в нашу страну. Презентация завершилась продолжительной автограф-сессией.
Фотографии: Дом книги