К середине 3-го сезона «Пространства» я окончательно перестала понимать, почему SyFy подняли всех на уши, заявив об отмене сериала. Или почему вообще это они снимают. Так что лонгрид вам за sci-fi-экранизации.
По качеству это хороший сериал (хотя меня изрядно раздражает товарищ в роли Джеймса Холдена, но он и по книгам раздражает) — вау-моментов тут много в каждой серии, большая часть актеров мне нравится, сценарий проясняет мотивировки персонажей четче и глубже, чем роман. Понятно, что сериал дорогой, а канал бедный. Тут еще есть такой нюанс в доходах в настоящем моменте развития сериальной индустрии: у SyFy есть права и доходы только на показ этого сериала непосредственно по телевизору, поэтому для них жизненно важно, чтобы рейтинги изначального ТВ-просмотра были хорошими. Но целевая аудитория сериала совпадает почти полностью с аудиторией, которая все смотрит в Интернете, а не по ТВ. Поэтому доходы от сериала настоящие получат те компании, которые его в Сети показывают. И SyFy невыгодно его делать. Можно сказать, что когда они заказывали этот сериал четыре-пять лет назад, такой ситуации с доходами не было. Но вообще уже был Netflix, уже пошел оригинальный контент стриминговых платформ. Так что это чисто бизнес-оплошность — не учли (или не смогли выкупить права целиком), хотя знали, что такой дорогой сериал для них — это риск. Это еще про то, что выживут только те телеканалы, у которых есть связь со своими стриминговыми платформами (CBS, ABC, HBO их имеют или со своим продакшном и/и киностудиями (пока немножко Fox и, кажется, могу ошибаться, NBC).
Но вот почему им не сделать вид, что они и планировали только 3 сезона, я не понимаю (и как они всерьез замахивались на все книги серии — тоже, там уже совсем невероятные по деньгам спецэффекты должны быть). Потому что в 7-й серии 3-го сезона они уже переходят к действию следующей книги цикла Дж. Кори — к «Вратам Аббадона». И я вот не пойму, если честно, почему они не разбили 3-й сезон честно на два, с нормальным клиффхэнгером, заодно смогли бы его пораньше выпустить, что важно, чтоб хайп не угас и героев не забыли. Так что, думаю, закончится 3-й сезон как раз логично. А вот уж то, что после «Врат Аббадона» — не так чтобы прям обязательно снимать — это уже, как мне кажется, чуть менее социально-актуально по нынешнему моменту общественных полемик, хотя мне и было интересно читать «Пожар Циболы», это уже было более похоже на что-то более ожиданное и бывшее раньше (это я так пытаюсь не проспойлерить)).
Но вот для sci-fi-сериалов эпоха интересная наступает, конечно. Потому что, пока Элон Маск за ТВ не взялся (кроме камео почему-то в сериале «Марс» от National Geographic, из-за чего я не смогла его смотреть — очень странный формат, агитка какая-то), ходят слухи, что Джефф Безос изначально хотел «Пространство» для Amazon, потому что тоже гик и тоже ему эти книги нравятся. И вот тут становится интересно, потому что если сделка состоится, он может получить совсем не только «Пространство». Потому что, как я сегодня узнала, еще в 2015-м году Джеймс Кори (два чувака) в Твиттере написал, что они договорились с Энди Вейром, который написал «Марсианина» и «Артемиду», его цикл — это та же Вселенная, что и «Пространство», так что теперь романы Вейра — это такие приквелы «Пространства». Причем Кори имел в виду и экранизации. В 2017-м году, когда вышла «Артемида», Вейр это уже отрицал, хотя сказал, что «Пространство» ему нравится. Но почему-то мне кажется, что если бы в дело вступил самый богатый человек на Земле, Вейр мог бы и передумать слегка.))
Я этого не знала, когда читала «Артемиду», но во время чтения я думала про то, какой бы мог прикольный сериал получиться (и был бы интереснее книжки, героиня мне понравилась — был бы опять же продвинутый кастинг, саудитка в космосе с папой-мусульманином). И вот сейчас я думаю, что хотела бы и почитать от Вейра реально романы про освоение Пояса астероидов, про белтеров, про обретение независимости Марсом и пр. Как-то вот реагирую я на эти истории куда сильнее, чем на любое фэнтези (кроме Дж. Мартина) — верю я в такую реальность больше, very relatable. Даже если это будет не приквел к «Пространству» (Вейр зануднее-реалистичнее пытается быть, меня радует сам эффект правдопободия и у него, и у Кори, я не спец), все равно логика романов Вейра идет пока ровно в эту сторону. Интересно, о какой планете у него следующий. А еще у Вейра тяжелая аэрофобия, что делает его творчество какой-то удивительной терапией.
И вот было бы здорово, если на Amazon — вот такой эпос (а они сейчас возлюбили эпос, ха-ха), на Netflix — няшно-детский Lost in Space (мне было интересно, явно еще что-то они сделают sci-fy), а какой-нибудь HBO тогда бы взялся за «Новую Луну» Иена Макдональда (он британец, так что всех актеров «Игры престолов» можно поюзать еще раз, сам автор на сравнение с GoT сознательно нарывается), которую я еще не читала, потому что первые же главы вызвали у меня большой дискомфорт (как и первые главы «Песни льда и пламени» пару лет назад), так что нужен стимул, чтобы освоить. Но уже понятно, что для HBO это идеальный формат. И это было бы реальной заменой «Игре престолов», а не «Мир Дикого Запада», который мне смотреть интересно, но эмоционально почти не за кого переживать, что мне важно (Тэнди Ньютон — прекрасная, а сценаристам я вообще-то доверяю по Person of Interest как фан, но все равно пока другое, хотя что я знаю — я не смотрела «Игру престолов», я поэтому книги прочла, что HBO дается мне с таким трудом).
В любом случае в любопытные времена живем. Фантастика — это интересно.
Ранее в рубрике «Из блогов»:
• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов Элис Манро «Тайна, не скрытая никем»
• Эльдар Сафин о понятии «условность» в литературе
• Шамиль Идиатуллин о книгах Романа Арбитмана
• Генри Лайон Олди о цикле Джеффа Вандермеера «Зона Икс»
• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов Юрия Мамлеева «Утопи мою голову» (1990)
• Константин Сонин. Одна победа Галины Юзефович
• Михаил Савеличев. Побег из гетто
• Шамиль Идиатуллин о романе Алексея Иванова «Золото бунта» («Вниз по реке теснин»)
• Галина Юзефович и Сергей Кузнецов. Нечего читать?
• Роман Демидов о романе Адама Робертса «The Real-Town Murders»
• Генри Лайон Олди. Краткий обзор творчества Кристофера Мура
• Шамиль Идиатуллин о романе Василия Щепетнёва «Чёрная земля»
• Михаил Савеличев. Внешний блок счастья, или скучают ли киборги о совести
• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов и повестей Антонии С. Байетт «Призраки и художники»
• Василий Владимирский о рекламе и продвижении
• Генри Лайон Олди о романе Джеффа Вандермеера «Борн»
• Роман Демидов о книге Адама Робертса «Yellow Blue Tibia»
• Михаил Савеличев. Эвтаназия просвещения, или О безусловной пользе избыточного знания
• Ольга Журавская. Высокая литература. О романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
• Станислав Бескаравайный о романе «Видоизмененный углерод» Ричард Морган
• Шамиль Идиатуллин о романе Евгения Филенко «Бумеранг на один бросок»
• Дмитрий Бавильский о «Золотом осле» Апулея в переводе Михаила Кузмина
• Персональные «книжные итоги» 2017 года Галины Юзефович
• Ася Михеева о романе Рассела Д. Джонса «Люди по эту сторону»
• Шамиль Идиатуллин о романе Дэна Симмонса «Террор»
• Виталий Каплан о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Мир, в котором душно
• Михаил Савеличев. Weird Fiction, или О пользе ярлыков
• Шамиль Идиатуллин о романе Дмитрия Быкова «ЖД»
• Дмитрий Бавильский об «Исповеди лунатика» Андрея Иванова
• Галина Юзефович о том, кто страдает от интернет-пиратства
• Дмитрий Бавильский о романе Уилки Коллинза «Лунный камень» в переводе Мариэтты Шагинян
• Михаил Савеличев. «Фонтаны рая» Артура Кларка
• Андрей Рубанов о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев»
• Дмитрий Бавильский о романе Михаила Гиголашвили «Тайный год»
• Swgold: Сага о кольце. О романе Р. Хайнлайна «Между планетами»
• Юлия Зонис о романе Яны Дубинянской «Свое время»
• Николай Желунов. Сжирают ли литературные конкурсы молодых авторов?
• Дмитрий Бавильский о воспоминаниях Ильи Эренбурга в 6 частях «Люди, годы, жизнь»
• Михаил Сапитон о книге Александра Пиперски «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского»
• Станислав Бескаравайный о романе Вячеслава Рыбакова «На мохнатой спине»
• Екатерина Доброхотова-Майкова. Паровоз Стивенсона
• Наталия Осояну о романе Адриана Чайковски «Children of Time» («Дети времени»)
• Дмитрий Бавильский. «Высокий замок». Воспоминания Станислава Лема в переводе Евгения Вайсброта
• Swgold: Опус № 67. О романе Р. Хайнлайна «Красная планета»
• Станислав Бескаравайный о книге Алексея Иванова «Вилы»
• Наталия Осояну о романе Йена Макдональда «Новая Луна»
• Владимир Данихнов об антологии «Самая страшная книга 2016»
• Дмитрий Бавильский о романе Антонии Байетт «Детская книга» в переводе Татьяны Боровиковой
• Наталия Осояну о дилогии Кэтрин М. Валенте «Сказки сироты»
• Михаил Сапитон о романе Джонатана Литтелла «Благоволительницы»
• Swgold: Бомбардир из поднебесья. О романе Р.Хайнлайна «Космический кадет»
• Дмитрий Бавильский о сборнике «эпистолярных» новелл Джейн Остин «Любовь и дружба»
• Юрий Поворозник. «Американские боги»: что нужно знать перед просмотром сериала
• Михаил Сапитон о романе Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь»
• Сергей Соболев. Олаф Стэплдон как зеркало научной фантастики ХХ века
• Дмитрий Бавильский о романе Джейн Остин «Мэнсфилд-парк» в переводе Раисы Облонской
• Swgold: Первая юношеская. О романе Р.Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилей»
• Маша Звездецкая. Совы не то, чем они кажутся. О романе Василия Мидянина «Повелители новостей»
• Swgold: Вселенная. Жизнь. Здравый смысл. О романе Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной»
• Дмитрий Бавильский о книге Антонии Байетт «Ангелы и насекомые»
• Екатерина Доброхотова-Майкова. Почтовые лошади межгалактических трасс