Андреа Жапп. Палач. Костер правосудия
М.: Э, 2016
Роман «Костер правосудия» — первая книга из цикла «Палач», который выходит в серии «Новый шедевр исторического детектива». В той же серии выходит и цикл Оливера Пётча «Дочь палача», главный герой которой тоже, как ни странно, палач. Но если «Дочь палача» — серия хороших детективов в средневековом антураже, то первый том «Палача» совсем на нее не похож, так что если Оливер Пётч вам понравился это совершенно не значит, что стоит читать Андреа Жапп.
Начнем с того, что это не детектив как таковой, а скорее дамский роман. (Возможно, для некоторых на этом стоило бы и закончить). Посмотрите только на главного героя — до отвращения хорош собой, умен, независим, остер на язык, и к тому же дьявольски богат. Ну, еще он палач, но при этом вполне принят в обществе. Рассказывать о нем можно долго — он элегантен, подтянут, уверен в себе, у него темные вьющиеся волосы и голубые глаза, и так далее, и тому подобное. Это очень важные качества для героя женского романа, но совершенно необязательные (а может быть, и лишние) для детектива. Правда, для того, чтобы не казаться слишком уж слащавым, иногда он вспоминает о своей профессии и рубит голову-другую.
К счастью, аннотация, выглядящая как обещание любовной истории между красавцем-палачом и невинно осужденной девушкой, не имеет почти никакого отношения к содержанию книги. Невинную девушку герой благополучно казнит, уже сильно после понимания, что таки успел в нее влюбиться. И именно это событие превратит палача в своего рода частного детектива, который расследует жестокие убийства детей. Впрочем, довольно скоро оказывается, что все это — вопрос большой политики, в дело вступают тамплиеры (куда ж без них!), Филипп Красивый, королевский советник Гийом де Ногарэ, папа Климент V, Карл Валуа и другие персонажи «Проклятых королей» Дрюона (у которого, кажется, автор многое почерпнул). Время от времени в тексте появляются призраки и случаются мелкие кудеса, но на полноценную мистическую линию никто не претендует, все вполне объясняется современной психологической наукой.
Сюжет в романе наличествует, и небезнадежный. При этом стиль и диалоги очень просты и незамысловаты, а некоторые ситуации и реплики пугающе неправдоподобны. Герои как будто не живут, а воздвигаются на сцену и начинают оттуда Вещать. Как вам реплики вроде: «Приветствую честную компанию. Я из Мортаня, прибыл в ваш прекрасный город по делам и зашел в это прекрасное заведение, чтобы утихомирить свой недовольный желудок». Да еще и некоторые сюжетные линии беспощадно оборваны. Из минусов стоит еще заметить, что образы героев-реальных исторических лиц почти не прописаны, так, намечены парой штрихов.
Из явных плюсов романа — автор не поленился и почитал источники за пределами Википедии и школьного учебника истории, снабдил текст множеством примечаний, глоссарием, историческим приложением и списком использованной литературы. В части описаний быта и исторических событий текст почти лишен жутких ляпов и даже наоборот, содержит кое-какие интересные сведения и детали. И уж что совсем странно для женского детектива, в романе есть нравственный конфликт и некая моральная составляющая (хотя, конечно, профессия главного героя прямо-таки об этом просит). И к тому же при всей своей простоте текст довольно интересен. Так что, хоть знатокам исторического детектива он точно не понравится, «Костер правосудия» вполне можно рекомендовать как приличного уровня дамский роман.