Джо Хилл. Пожарный
М.: Э, 2017
Джо Хилл — старший сын Стивена Кинга, но десять лет успешно скрывал это даже от своего литературного агента. Впрочем, в его творчестве влияние великого отца очень заметно. Вот и в «Пожарном» явно проглядывает и «Противостояние», и «Сияние», и «Туман».
Действие происходит в многострадальном штате Мэн, где, судя по романам того же Кинга, давно уже не должно было остаться ни одного живого человека. Человечество охвачено страшной и очень красивой эпидемией самовозгорания — заразившись вирусом, человек покрывается чешуей, а потом сгорает или взрывается. Назвали вирус соответственно, «драконьей чешуей». Харпер, главная героиня работала в клинике для зараженных, но клинику быстро закрыли, предоставив людей самим себе, электричества нет, во всем мире дело обстоит немногим лучше, Джордж Клуни погиб, пытаясь спасти Нью-Йорк... И тут Харпер разом узнает, что тоже подхватила вирус, что беременна, и что ее муж на самом деле злобный неудачник, готовый ее убить.
У него бы получилось, если бы не таинственный Пожарный.
Пожарный приводит ее в лагерь, обитатели которого научились жить со своей болезнью. Они не сгорают, а сияют золотым светом, испытывая при этом экстаз.
Роман получил премию «Локус» как лучший роман ужасов, но это совершенно не роман ужасов. Это серьезная постапокалиптическая фантастика, и психологический роман, и антиутопия, и даже триллер с некоторыми элементами детектива. При этом нельзя сказать, что он не страшен, автор прекрасно создает атмосферу умирающего мира и демонстрирует человеческую жестокость. Мирная жизнь в любую секунду становится новым ужасом, а тихие друзья всегда готовы вершить над тобой суд Линча.
В начале роман стремителен и напряжен, он обещает много событий и действий, но середина его становится медленной и размеренной, она посвящена психологии малых групп (и сект), разветвляется побочными сюжетными линиями, рассказывает и упоминает о разных персонажей, и может показаться длинноватой. А вот финал выворачивает действие, показывает его с другой стороны, оставляя при этом больше вопросов, чем ответов.
Текст очень насыщенный и в силу этого довольно беспорядочен, сюжет иногда провисает, иногда возникают очень стандартные для жанра сюжетные ходы и штампы, иногда встречаются крайне сомнительные шутки, а местами роман явно затянут.
Роман переполнен аллюзиями и отсылками. Рэй Бредбери, Стивен Кинг, Джон Уиндем, Джоан Роулинг, предыдущие романы самого Джо Хилла, но главное — современная массовая американская культура. Остается только догадываться, сколько этих отсылок погибло в переводе, а сколько просто осталось непонятно русскому читателю. Но вообще Джо Хилл явно ориентируется на глобальную аудиторию, в отличие от своего отца, который пишет больше для американцев. А еще очень хорошо видно, что сами ужасы и страхи у Джо Хилла другие, чем у Стивена Кинга, более актуальные, что ли.
В результате у автора получился хороший, стандартный и нестандартный одновременно постапокалипсис, интересный, поднимающий много глобальных вопросов и даже дающий ответы на них, довольно жуткий и при этом познавательный. Многих недостатков жанра он, к сожалению, тоже не лишен. А от Пожарного в результате никакого толку, можно было бы и не называть роман в честь него.