Сергей Лукьяненко. КваZи
М.: АСТ, 2016
Даже многочисленные ненавистники Сергея Лукьяненко вряд ли станут отрицать, что он — самый известный русский писатель-фантаст. И почти все, включая фанатов, с каждой новой книжкой стонут, что «лукьяненко уже не тот», совершенно исписался и пора на пенсию. Но все равно читают.
Хотя честно говоря, «КваZи» — это тот случай, когда стонущие правы.
Внезапно Лукьяненко написал постапокалиптический роман. Точнее, пост-зомбиапокалиптический. Мирообразующая идея сама по себе хороша (хотя и очень не нова): после зомби-катастрофы обнаружилось, что часть зомби сохраняет (точнее, приобретает заново после весьма неаппетитной процедуры) разум. И вот эти разумные зомби (они и называются кваZи) частично строят собственное общество, частично интегрируются в то, что осталось от человечества. Но этот сеттинг, во-первых, вообще не прописан — описанные в романе Москва и москвичи мало чем отличаются от современных нам, там нет проблем с продовольствием или, например, инфляцией, все работает ровно так, как сейчас, ну а во-вторых, происходящий в нем сюжет настолько типичен для Лукьяненко, что большого смысла читать все это нет.
Хороший и плохой полицейские (хороший к тому же мертвый) расследуют Ужасный Заговор, имеющий целью погубить человечество, чего люди (по понятной причине) и умеренные зомби (которые посредством человечества размножаются) не хотят. У главного героя в прошлом жуткая драма с женой и потеря сына, который вдруг! через десять лет! находится! (тут все поют и танцуют под индийскую музыку в компании двух белых слонов). Напарники, поначалу, понятно, ненавидящие друг друга, главе к третьей об этом забывают, упустив необходимое по законам жанра спасение жизни или другой схожий поступок.
Опытные полицейские и госбезопасность явно проигрывают мертвой женщине-ученому (это потому что она мертвая. Живые женщины, по мнению автора, тупые, в тексте это прямо сказано). Впрочем, обширное собрание роялей в кустах помогает все-таки захватить вирус (о правдоподобности истории с вирусом с научной точки зрения просто промолчим), а заодно получить новую женщину, новую должность и вероятность продолжения.
Итак. Главный герой — невнятный мужчина средних лет с жуткими проблемами в прошлом. Общая сюжетная схема и отдельные повороты. Разве что любовница героя на этот раз однозначно достигла совершеннолетия, в отличие от возлюбленных многих других персонажей автора. Все тот же слог, бодрый и невымученный, но плоский. Обычные рассуждения о жертвах и жертвенности, мизогиния и национализм… в целом получается какое-то среднеарифметическое творчества Лукьяненко, честное слово.
Сюжет у книги детективный, но все расследование состоит из чудесных озарений, каждое из которых приводит к подсказке, как в компьютерной игре. Спецслужбы карикатурны. В качестве проходных персонажей узнаваемо и недобро выписаны настоящие медиа-персоны. Ну и конечно, постоянно звучат философские рассуждения пополам с бородатыми анекдотами.
Чудо состоит в том, что этот вторичный и неправдоподобный сюжет в плоском мире, населенном невыразительными персонажами, очень интересен. Книжка читается влет, хотя и заставляет кривиться едва ли не на каждой странице по той или иной причине, и заставляет ждать продолжения. Это не литература, конечно, но добротно скроенное чтиво, сделанное настоящим профессионалом. И поэтому многочисленные поклонники Сергея Лукьяненко в ближайшее время явно никуда не денутся.