СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00

Расы без прикрасы

15:30 / 16.09.2016
Егор Кириллов

Джон. Р Бейкер. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. РецензияДжон. Р Бейкер. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию
М.: АСТ, 2016

В советское время говорить о расах или тем более о расовом вопросе было не только неприлично, но и опасно — таких по определению записывали в «антисоветчики» или, что еще хуже, в «фашисты». Сегодня лед тронулся, хотя вокруг интереса к расовым проблемам, словно комариный рой над уснувшим дачником, клубится подозрительная аура — большинство соотечественников, как в далекой комсомольской юности, твердо убеждены, что расы отличаются друг от друга только цветом кожи. Подобное убеждение, по мнению выдающегося ученого-биолога, автора замечательного труда «Раса» Джона Р. Бейкера, является большим заблуждением. Увы, цвет кожи в вопросе отличия одной расы от другой стоит едва не на последнем месте в ряду двадцати-тридцати куда более серьезных и важных признаков. Да-да, здесь и размер черепа, и объем мозга, и развитие интеллекта, и пристрастие к чистоте, и способность к размножению, и даже, прости Господи, специфика запаха, и множество других не менее важных и научно обоснованных вещей.

Книга, написанная Джоном Р. Бейкером, по формату больше напоминает телефонный справочник, нежели исследование — она состоит из 700 страниц убористого шрифта, причем, снабжена ссылками на более тысячи источников. Так что чтение это непростое, но оно того стоит: по сути, этот эпохальный труд, пожалуй, одно из самых полноценных и скрупулезных исследований рас. Помимо прочего, «Раса» является глубоким погружением и в историю эволюции, антропологии, и, даже загадки происхождения человека.

Любопытна судьба ученого, решившегося на написание воистину титанического труда. Этот выпускник Оксфорда был представителем двух выдающихся аристократических семейств — Грэгори и Элисонов. Их род дал миру столько талантов, что основоположник евгеники Фрэнсис Гальтон привел его в качестве примера в своем работе «Наследственность таланта». Приятно, что второй женой этого фанатично преданного науке ученого была Елена Сэвидж — женщина, родившаяся в России. Как отмечают биографы, без ее влияния эта книга вряд ли была бы написана — так что без нас никуда.

Оксфордский ученый задался целью максимально полно, без домыслов и необоснованных выводов, описать довольно острую тему, споры о которой не утихают до сих пор. И ценность его работы еще и в том, что она лишена выпадов в адрес противников описываемых теорий. Бейкер написал научный труд как антропологический роман, где априори нет правых и виноватых, так что читателю самому позволено выбрать наиболее близкую его духу (или расе) теорию. А ведь написать подобный труд было не просто: расовый вопрос — слишком горячая тема, и недаром первая часть книги не обходится без упоминания Гитлера и других персон, использовавших науку в пропагандистских и корыстных целях.

В то же время энциклопедический труд не может обойтись без извинительных недочетов. Например, рядовому читателю, не имеющему какого-либо багажа биологических и антропологических знаний, довольно непросто разбираться в специфической терминологии. И если кто-то что-то слышал о «среднем плейстоцене», то с «этническими таксонами», полагаю, дело обстоит туго, ведь это специфический термин самого Бейкера, специально придуманный для книги.

Можно не сомневаться, что каждый, взявший в руки работу о расах, в первую очередь попытается найти ответ на вопрос — есть ли среди них те, кто по своему развитию «выше» других?

Ответы Бейкера на эти животрепещущие вопросы обоснованы и соответствуют критериям научности — они опровержимы, проверяемы и подкреплены фактами. «Да, некоторые расы “выше” других» — говорит ученый. «Да, интеллект одних превосходит интеллект других». А почему и как — описано в соответствующих главах, но с существенным оговорками. «В то же время и даже в тех таксонах, которые наиболее известны за их вклад в мировую сокровищницу интеллектуальных достижений, есть множество настолько слабоумных особей, что они были бы неадекватными представителями любого сообщества. Из этого следует, что никто не может притязать на превосходство только по факту принадлежности к определенному этническому таксону».

Стоит также упомянуть и выпад в сторону цивилизационной теории — согласно выводам исследователя, у майя и ацтеков не было цивилизации, так как они упустили несколько «требований» (довольно радикальный вывод, который противоречит многим другим цивилизационно-антропологическим трудам, например, теории цивилизаций Тойнби). Еще более захватывающая часть — предметное изучение рас. Известно, что многие из тех, кто занимался расовыми проблемами, выполнял социальный заказ: кто-то доказывал «неполноценность» одних, чтобы оправдать всякие безобразия, чинимые над их представителями. Другие напротив, жаждали объявить всех равными, чтобы убедить мир или в существование Творца или в необходимости социального равенства.

Джон Бейкер убедительно доказывает: не правы ни те, и не другие. Расы имеют множество различий, однако парадоксальным образом более высоким интеллектом обладают те из них, кто живет в более сложных условиях. За примером далеко ходить не надо: около 80 процентов обитателей Силиконовой долины — выходцы из неблагополучной Индии.

Вы спросите: а как же Швеция, Дания, Норвегия? Этим некогда: они улучшают качество собственной жизни…

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх