Фань Ипин. Гора Тяньдэншань
СПб.: Гиперион, 2018
Роман написан два года назад, и он по-настоящему современный. Китайские тексты, сохраняющие традиционный способ построения сюжета, когда персонажей море и истории нанизываются одна на другую, без надлежащего навыка читать бывает весьма затруднительно. «Гора Тяньдэншань» в этом отношении трудностей не вызывает: это линейная история, рассказанная в хорошем темпе. Впрочем, насколько она «линейна»? В ней много того, что в кино называется «флэш-бэками», возвращения в прошлое, воспоминаний.
Начинается с того, что от сердечного приступа умирает богатый человек, благодетель целого района. Смерть его выглядит естественной, товарищ отличался тучностью и вряд ли был здоров, только вот молодой одаренный полицейский внезапно заподозрил неладное. И начал копать под молодую одаренную директрису местной начальной школы. Что-то не так было с ней и с покойным...
Почти мгновенно, впрочем, наш полицейский влюбился в эту женщину. А в ней ощущалось нечто тревожащее: красота, талант, глубокое чувство внутреннего достоинства и вместе с тем какая-то тайная незаживающая рана. Полицейский же — человек прямой, как шест, добрый и то, что принято называть устаревшим словом «целомудренный». Странная пара, охотник и добыча, влюбленные друг в друга.
Почему он продолжил искать информацию и задавать вопросы самым разным людям из прошлого героини? От служебного ли рвения, которое составляло неотъемлемую часть его характера? От желания узнать побольше о своей загадочной возлюбленной?
Не разобраться со смертью богача стало целью главного героя, а выяснить прошлое красавицы... Настоящий детектив, настоящая тайна — это не чужая смерть, а чужая жизнь со всеми ее изгибами и причудами.
Повествование построено весьма искусно: ход мыслей героя понятен, его ведут не озарения, как гениального сыщика, а простая логика и здравый смысл; истории же, которые он собирает и из которых выстраивает мозаичную картину прошлого своей возлюбленной-подозреваемой, поданы как небольшие новеллы. И ничего такого, о чем бы сразу не догадался читатель, в этих историях тоже, в общем, нет, — все предсказуемо...
Почему он не остановился? Зачем вообще начал копать? Из любви к правде? Кому нужна такая правда, если она наказывает невиновных и оправдывает негодяев? В ней нет милосердия. Другой вопрос — существует ли милосердие вне правды внутри системы правосудия.
Конечно, я ни в коей мере не претендую на то, что хоть сколько-нибудь знаю современную китайскую литературу: нескольких прочитанных «гиперионовских» книг явно недостаточно. Но тем не менее складывается ощущение, что именно в современной китайской литературе социум зачастую показан как ловушка. Причем в какой части социума ты застрял, там для тебя и будет ловушка по принципу «повадился кувшин по воду ходить — там ему и голову сломить». Попал в руки мафии, торгующей автобусными билетами, — не выберешься, как бы ни старался. Угодил в систему выборов-перевыборов — все, остальные пути заблокированы. Пытаешься купить или сохранить землю — но и тут своя мафия, не получится сберечь даже клочка, отберут. Причем тебя никто не защитит, ни полиция, ни правительство, ни бог, ни царь и ни герой. Как будто для каждого заранее создана западня, из которой не сбежать.
Вот и героиня «Горы Тяньдэншань» находится в такой западне, и разорвать сети, раздвинуть прутья решетки у нее не получается. Вот и герой-полицейский, в сущности, внутри собственной западни, потому что если он предаст свое дело и себя, если он перестанет быть полицейским и поможет укрыться преступникам, та среда, в которую он помещен, его уничтожит.
Мне видится в этой системе непобедимый фатализм. Но вот почему так происходит? Какой прекрасной, одаренной от природы, чистой была та девушка, и как несправедливо, как расточительно обошлось общество с ее дарами! И наш парень, главный герой, тоже одарен и тоже прекрасен, и он изо всех сил держится за свое место в социуме, потому что иначе с ним произойдет то же самое, что и с его любимой, он будет уничтожен. Ну так а что, в Китае народу много, полицейским больше — полицейским меньше... То, что каждый человек (даже если людей много) драгоценен и неповторим, как бы не учитывается.
И еще, сдается мне, в «Горе» звучит одна дополнительная социальная тема.
Капитализм «с человеческим лицом» в социалистической стране? Не бывает капитализма с человеческим лицом. Даже если он притворяется хорошим — легкий налет благотворителя и благодетеля сдувается одним вздохом, и тогда является звериный оскал. Не знаю, осознанно ли это было показано в романе, или просто так вычитывается.
Освобождение — выход за все рамки и из всех ограничений — это восхождение на гору Тяньдэншань. Только вот цена этого восхождения непомерна. Как, впрочем, и всегда: свобода — самая дорогая роскошь, которую может позволить себе человек, и то ненадолго.