СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Полицейский против охотника

Полицейский против охотника

12:00 / 25.12.2017
Мария Акимова

Уоррен Эллис. Оружейная машина. РецензияУоррен Эллис. Оружейная машина
М.: АСТ, 2017

Уоррен Эллис больше известен как автор комиксов. Жанра, по мнению многих читателей, несерьезного и даже детского. Жанра, полного супергероев, инопланетян,  злодеев, шныряющих по темным переулкам, и прочего, и прочего, и прочего. Возможно, такие читатели оставят роман «Оружейная машина» без внимания. А еще на него могут не обратить внимание те, кому названия «РЭД», «Константин» или «Железный человек» известны по голливудским блокбастерам. Мол, что за историю нам может предложить такой писатель? И те, и другие будут неправы. И хотя быть неправым никому не возбраняется,  роман Уоррена Эллиса стоит того, чтобы его прочесть.

Все начинается с того, что двое манхэттенских полицейских приезжают на вызов в старое здание, по которому бегает голый мужчина с дробовиком. Дом выкупила корпорация, чтобы снести его и построить на этом месте офисы, и один из жильцов не справился с чувством утраты и гневом. В итоге он погибает сам, но успевает убить одного из стражей порядка.

Самое удивительное, что таким, на первый взгляд, простым и, в общем-то, избитый зачином автору удается создать атмосферу, которая сохраняется на протяжении всей книги. Ситуация получилась одновременно и до боли трагичной, и до нелепого смешной. Весельчак Джеймс Розато погиб из-за того, что его подвело колено: ради своей молодой жены он начал бегать по утрам. Ведь бег очень полезен для здоровья. А Джон Тэллоу не только потерял напарника, но и обнаружил злосчастную комнату, полную оружия.  Представьте себе «радость» его коллег, когда на них свалилась груда «глухих» дел. Каждый пистолет проходил по какому-то из нераскрытых дел, и пистолетов этих были сотни. Борьба с преступностью — благое дело, но не отменяет статистику и кривую раскрываемости.

Уоррен Эллис написал житейский роман. Это полицейские будни, а не интеллектуальные головоломки. Пусть даже главный герой — начитанный и умный коп.

Детективы золотого века и современные сериалы давно приучили нас к тому, что для раскрытия тайны нужны лишь улики и дедукция. Но среди авторов того же «золотого века» были те, кто утверждал: сыщику нужно везение. Эллис это отчасти подтверждает: его герою приходится много ходить, много спрашивать, много думать, но без удачи он никогда не раскрыл бы навязанное ему дело. И все это тоже выглядит натурально и естественно. Жизненно. Пусть и с легким ощущением, что это жизнь на экране.

Прелесть романа Эллиса в том, что с первой станицы тебе показывают красочную картинку, ты словно на самом деле смотришь увлекательный фильм. Герои яркие и осязаемые. И, пожалуй, это один из тех немногих случаев, когда положительные персонажи куда интереснее и обаятельнее отрицательных. За это автору отдельная благодарность, ему удалось найти баланс между четким разделением на черное и белое и смешением добра и зла до невзрачного серенького цвета. Преступники не очаровывают, они — не сверхзлодеи, а всего лишь люди с нездоровыми амбициями. Люди, которых сожрала жадность. Но и полицейские не выглядят борцами за добро и справедливость с крыльями за спиной. Это просто хорошие ребята, которые честно делают свою работу. Чертыхаясь, кляня друг друга, но делают. И противостояние между силой власти и силой порядка разрешается в пользу последней. Но без красивых речей, моралите или «бога из машины». Естественно и органично.

Книга — простая по форме — затягивает так крепко, что за фасадом полицейского боевика открывается серьезный и интересный подтекст: мир безумен, а самое безумное в этом мире то, что он считает себя вменяемым. И, по сути, противостоять ему можно только собственной нормальностью — моральной, психической, любой. Пусть ты и кажешься слишком странным, чтобы тебя считали нормальным. Но мало ли что кому кажется.

С другой стороны, читатель, который не хочет углубляться в такие дебри, получит увлекательную историю с яркими персонажами, юмором, драмой, экшеном и нетривиальной загадкой комнаты, полной оружия.

Кстати, «киберпанк № 1» Уильям Гибсон сказал, что роман «Оружейная машина» буквально в одном шаге от того, чтобы превратиться в темное фэнтези. Я очень рада, что Уоррен Эллис не сделал этот шаг, а сыграл честно. Полицейский против охотника. Разум против помешательства. Справедливость против алчности. И пускай зло можно побеждать, но нельзя победить, все равно когда закрываешь последнюю страницу остается почти детское ощущение радости — пусть чуть-чуть, но героям все-таки удалось осветить темноту.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх