СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Особенный собакоцентричный мир

Особенный собакоцентричный мир

12:00 / 31.12.2018
Елена Хаецкая

Паол Дзаннонер. Зорро в снегу. РецензияПаол Дзаннонер. Зорро в снегу
М.: КомпасГид, 2018

Книга Паолы Дзаннонер «Зорро в снегу» примечательна в первую очередь тем, что она написана с крепких журналистских позиций. Сейчас такой подход является редкостью. В самой «материи текста» ощущается — писательница точно знает, о чем пишет. Побывала на месте событий, потрогала руками, послушала ушами, поглядела глазами. Поэтому книжка, хоть и проходит по ведомству художественной литературы, несет в себе хорошую, основательную информационную нагрузку. В «благодарностях», размещенных в конце книги, Паола перечисляет людей и собак, которые ввели ее в мир альпийских спасателей, однако тот факт, что она точно знает, о чем пишет, бросается в глаза сразу.

Книга — о людях и собаках, которые, работая командой, отыскивают пропавших: потерявшихся, попавших под сход лавины, заблудившихся. Это особый «собакоцентричный» мир (собака — энергетический центр, говорит один из героев), в который так просто не войдешь. Надо стучаться настойчиво, держаться правильно; там вовсе не обязательно показывать, какой ты суровый парень (даже если ты девушка), но обязательно обладать чутьем «стаи», тем, что так важно для собак — и, в общем, для людей, которые работают в коллективе. Лишнего от тебя не потребуют, быть каким-то «выдающимся» тоже не обязательно, но важно оказаться правильным человеком, своим. Это мир собачников, и о собаках, их мировосприятии, тоже говорится в книге очень толково и много. Я бы не то чтобы поспорила насчет домашних собачонок, лежащих на диване, — в конце концов, они действительно не приспособлены для работы в горах, — но все-таки добавила бы, что любая собака — это собака, даже крохотная болонка, которую хозяйка носит в сумке. Все сказанное Паолой Дзаннонер может быть отнесено и к ним.

Но вернемся к миру спасателей. Начинается книга с того, что девятнадцатилетний парень по имени Лука оказался под лавиной. И нашел его пес по кличке Зорро.

Еще есть девушка Мари, которая работает волонтером в приюте для собак. Ее задача сейчас — пристроить шесть щенков-метисов.

Лука сам собирается стать спасателем. Без единого сантимента показаны его отношения с Бруно, хозяином (он предпочитает слово «проводник») пса Зорро. Показан путь парня в эту работу. Показана связь между человеком и собакой, между собакой и ее целью — пропавшим, которого следует отыскать. А пропавшие могут быть совершенно разными: не вполне нормальный парень в ожидании инопланетян или, скажем, девяностолетний дедушка, который в незапамятные времена был партизаном и внезапно решил отправиться в леса, прямо в кальсонах и тапочках...

Точно так же разными могут оказаться и хозяева щенков, которых пристраивает Мари: «суровый» охотник, болтушка мама троих детей, профессор, открывший в себе неиссякаемые фонтаны любви...

«Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак» — есть такая расхожая фраза...

В книге Паолы Дзаннонер стоит обратить внимание на примечательный момент: абсолютно все персонажи книги заслуживают уважение автора (и читателя). И пропавшие под снегом — ни над кем не может быть насмешки, какими бы странными они ни были. И родители молодых людей, Луки и Мари, какими бы они ни были непохожими на своих детей. И семья спасателя Бруно, которая также далека от его забот и его представлений о жизни.

Сначала я думала, что сейчас мне покажут конфликт между Мари и ее «безупречной» мамой. «Привязанность к животному... это непостижимое чувство разделяло вселенную на две половины. С одной стороны — творческие люди, которые создают искусственный мир и заставляют природу преклоняться перед собой. С другой — сама природа с ее бессознательными существами, невежественными и недостойными внимания...» — так мыслит мать Мари. Но! Даже не одобряя интересов дочери и не разделяя их ни на миг, именно мать Мари покупает для нее квартиру, где девушка может жить со своими собаками.

Похожая ситуация складывается у Луки. Да, родители совершенно не понимают, с чего это сын внезапно решил стать спасателем. «Если бы тебя спас хирург — ты бы захотел стать хирургом?» Вроде, железный аргумент, но Лука после встречи с собакой Зорро понял нечто гораздо более важное: он понял, к какому миру принадлежит. Это больше, чем профессия, это осознание — кто ты есть на самом деле. Назовем это «призванием». Люди особой породы, еще так можно сказать.

И... родители Луки соглашаются. Да, завести в доме собаку, еще и метиса (один из щенков, которых пристраивает Мари), — это против всяких желаний семьи. Но Лука тоже часть семьи, и с ним считаются.

Молодые люди довольно невежественны. Вторая мировая война для них — это какой-то палеозой. Джаз — плохая музыка, устаревшая. Они живут настоящим. И мне не хочется на них ворчать, потому что к ним с уважением относятся и автор, и другие персонажи, и мне нравится это взаимное уважение между такими разными существами. Между людьми, так не похожими друг на друга. Между людьми и собаками. Между разными собаками, так непохожими одна на другую. Чем больше узнаешь собак... тем больше любишь людей.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх