СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Ольга Онойко. Музыкальная утопия

Ольга Онойко. Музыкальная утопия

12:00 / 16.09.2018

Продолжая рассказ о фантастической музыке, обратимся к жанру утопии.

...Термин «утопия» возник благодаря книге Томаса Мора, написанной в 1516 г., но сам жанр — рассказ о вымышленном идеальном обществе — намного старше. Предшественниками утопий считают представления древних людей о рае и о Золотом веке, эпохе, когда не было болезней, бедствий и войн. Уже в античности появились и авторские истории: размышления об правильном устройстве общества, легенды о далёких странах, где жизнь светла и благополучна.

***

Каждый сочинитель утопий рассуждал о том, что было для него важно. Одни писали о совершенных законах, другие — о благородных нравах, для третьих главную роль играли религиозность и вера.

Ну а композитор Гектор Берлиоз придумал музыкальную утопию.

Концерт Берлиоза на Всемирной Выставке в Париже

 

Его рассказ назывался «Эвфония, или Город музыки». «Эвфония» — значит «благозвучная».

***

Эвфония — небольшой городок на склонах горы Харц в Германии. Двенадцать тысяч человек обитает в нём. И весь город подобен огромной Консерватории, поскольку упражнение в музыкальном искусстве — главная цель его жителей.

Все эвфонийцы — мужчины, женщины и дети, — заняты прежде всего пением, игрой на музыкальных инструментах, и всем, что так или иначе связано с музыкой. Большинство из них певцы и музыканты. Но есть и те, кто посвятил себя изготовлению инструментов и печатанию нот. Есть, впрочем, и физики, исследующие акустику, и физиологи, что изучают влияние музыки на организм.

Улицы в городе названы в честь певческих голосов и инструментов оркестра. А живут на этих улицах обладатели соответствующих умений.

Великолепный амфитеатр в греческом и римском духе построен в согласии с законами акустики. Он так огромен, что может вместить десять тысяч исполнителей, а слушателей и того больше.

Обучение искусствам в Эвфонии устроено так. С самого раннего возраста дети обучаются ритмике, вначале простой, потом самой сложной. Позже приходит время учить ноты, упражняться на музыкальном инструменте и петь. Зрелый же, сформировавшийся эвфониец постигает тонкости интонирования, выразительности и безупречного стиля.

Тот, кто не в состоянии завершить обучение, или тот, кого уличат в плохом вкусе, изгоняется из города. Если же он жаждет остаться, то придётся ему теперь выделывать жилы животных для струн или готовить шкуры для барабанов.

Сигналы к началу работы и к отдыху подаются огромным органом с вершины башни. Это паровой орган, и звучит он так громко, что его голос легко покрывает расстояние в десять миль. Удивительный этот орган — не просто сигнальный инструмент, он также способен передавать сообщения подобно телеграфу. Но лишь эвфонийцы способы эти сообщения прочитать.

Самые суровые тренировки в Эвфонии проходят певцы-хористы. Они не только в совершенстве владеют собственными голосами, но и умеют хранить абсолютную тишину, когда это необходимо. Можно поставить слепца перед трёхтысячным эвфонийским хором, когда хор молчит — и слепец даже не заподозрит, что перед ним огромная масса людей. Такая там царит тишина.

Гектор Берлиоз

 

Такими же отточенными навыками обладают дирижёры и оркестранты. Эвфонийский дирижёр способен выразить тончайшие нюансы исполнения с помощью своих рук и палочки, но и исполнители перед ним — ему под стать, и они понимают всё, что хочет передать им дирижёр.

Мудрейшие и учёнейшие из эвфонийцев посвящают себя музыкальной философии. Они изучают историю музыки и её законы.

Есть любопытный обычай среди этих старцев-профессоров. Время от времени они отправляются за пределы Эвфонии, чтобы посетить концерты плохой музыки. Это дело очень важное и ответственное, ибо обостряет чувства и уточняет понимание, помогая избежать ошибок.

К самим себе же эвфонийцы предъявляют самые высокие требования. Ни у кого там нет привилегий, самые лучшие и искуснейшие музыканты предпочитают оставаться неизвестными. Но из-за такой суровости случаются и казусы. Так, в 2320 году эвфонийский оперный театр пятнадцать месяцев искал исполнительницу партии Эвридики, но так и не нашёл певицу, которая оказалась бы достойна роли. И спектакль пришлось отменить.

***

На самом деле Берлиоз, конечно, шутил.

Он был выдающимся дирижёром, и не только выступал сам, но и писал книги об оркестре и искусстве управления им. В своих музыкальных сочинениях он часто экспериментировал с составом оркестра — использовал редкие инструменты, необычные сочетания тембров. Мог и задействовать небывало огромные оркестры.

Карикатура Гранвиля на Берлиоза: «Картечный концерт».
Пушечный залп используется в качестве звукового эффекта

 

И ему были очень близки все дирижёрские проблемы: криворукие исполнители, плохие певцы, капризные «звёзды», вечно шуршащий и шевелящийся хор и всё остальное.

Так что он позволил себе помечтать о городе-консерватории, где только и можно достать целый оркестр хороших музыкантов!

 

Эту и другие статьи Ольги Онойко можно найти в персональном блоге автора «Речи мёртвого музыковеда» на площадке «Яндекс-Дзен».

 

Ранее в рубрике «Из блогов»:

• Галина Юзефович о месседже в литературе

• Вадим Нестеров. «Не узнаю вас в гриме»

• Дмитрий Бавильский о записных книжках Юрия Олеши «Ни дня без строчки»

• Ольга Онойко. Аэлита и загадка уллы

• Галина Юзефович о том, почему нужно спорить о переводах

• Генри Лайон Олди о сборниках Чайны Мьевиля «В поисках Джейка» и «Три момента взрыва»

• Шамиль Идиатуллин о романе Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее»

• Наталия Осояну о романе Ханну Райаниеми «Summerland» («Саммерленд»)

• Жанна Галиева о сериале «Пространство» и sci-fi-экранизациях

• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов Элис Манро «Тайна, не скрытая никем»

• Эльдар Сафин о понятии «условность» в литературе

• Шамиль Идиатуллин о книгах Романа Арбитмана

• Генри Лайон Олди о цикле Джеффа Вандермеера «Зона Икс»

• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов Юрия Мамлеева «Утопи мою голову» (1990)

• Константин Сонин. Одна победа Галины Юзефович

• Михаил Савеличев. Побег из гетто

• Шамиль Идиатуллин о романе Алексея Иванова «Золото бунта» («Вниз по реке теснин»)

• Галина Юзефович и Сергей Кузнецов. Нечего читать?

• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Новые мелодии печальных оркестров» («Азбука», 2012)

• Роман Демидов о романе Адама Робертса «The Real-Town Murders»

• Генри Лайон Олди. Краткий обзор творчества Кристофера Мура

• Шамиль Идиатуллин о романе Василия Щепетнёва «Чёрная земля»

• Михаил Савеличев. Внешний блок счастья, или скучают ли киборги о совести

• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов и повестей Антонии С. Байетт «Призраки и художники»

• Василий Владимирский о рекламе и продвижении

• Генри Лайон Олди о романе Джеффа Вандермеера «Борн»

• Роман Демидов о книге Адама Робертса «Yellow Blue Tibia»

• Михаил Савеличев. Эвтаназия просвещения, или О безусловной пользе избыточного знания

• Ольга Журавская. Высокая литература. О романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»

• Станислав Бескаравайный о романе «Видоизмененный углерод» Ричард Морган

• Шамиль Идиатуллин о романе Евгения Филенко «Бумеранг на один бросок»

• Дмитрий Бавильский о «Золотом осле» Апулея в переводе Михаила Кузмина

• Персональные «книжные итоги» 2017 года Галины Юзефович

• Ася Михеева о романе Рассела Д. Джонса «Люди по эту сторону»

• Шамиль Идиатуллин о романе Дэна Симмонса «Террор»

• Виталий Каплан о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Мир, в котором душно

• Станислав Бескарвайный о романе Сергея Жарковского «Эта тварь неизвестной природы». Отличная форма и посредственное содержание

• Михаил Савеличев. Weird Fiction, или О пользе ярлыков

• Шамиль Идиатуллин о романе Дмитрия Быкова «ЖД»

• Дмитрий Бавильский об «Исповеди лунатика» Андрея Иванова

• Сергей Соболев о романе Владимира Соловьева «Евангелие от Соловьева»: «Если фантазируешь — ни в чем себя не ограничивай»

• Галина Юзефович о том, кто страдает от интернет-пиратства

• Дмитрий Бавильский о романе Уилки Коллинза «Лунный камень» в переводе Мариэтты Шагинян

• Михаил Савеличев. «Фонтаны рая» Артура Кларка

• Андрей Рубанов о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев»

• Противоречивые впечатления. Станислав Бескаравайный о романе Ярослава Гжендовича «Владыка ледяного сада. Ночной Странник»

• Дмитрий Бавильский о романе Михаила Гиголашвили «Тайный год»

• Swgold: Сага о кольце. О романе Р. Хайнлайна «Между планетами»

• Юлия Зонис о романе Яны Дубинянской «Свое время»

• Николай Желунов. Сжирают ли литературные конкурсы молодых авторов?

• Дмитрий Бавильский о воспоминаниях Ильи Эренбурга в 6 частях «Люди, годы, жизнь» 

• Михаил Сапитон о книге Александра Пиперски «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского»

• Станислав Бескаравайный о романе Вячеслава Рыбакова «На мохнатой спине»

• Екатерина Доброхотова-Майкова. Паровоз Стивенсона

• Наталия Осояну о романе Адриана Чайковски «Children of Time» («Дети времени»)

• Дмитрий Бавильский. «Высокий замок». Воспоминания Станислава Лема в переводе Евгения Вайсброта

• Swgold: Опус № 67. О романе Р. Хайнлайна «Красная планета»

• Станислав Бескаравайный о книге Алексея Иванова «Вилы»

• Наталия Осояну о романе Йена Макдональда «Новая Луна»

• Владимир Данихнов об антологии «Самая страшная книга 2016»

• Дмитрий Бавильский о романе Антонии Байетт «Детская книга» в переводе Татьяны Боровиковой

• Наталия Осояну о дилогии Кэтрин М. Валенте «Сказки сироты»

• Михаил Сапитон о романе Джонатана Литтелла «Благоволительницы»

• Swgold: Бомбардир из поднебесья. О романе Р.Хайнлайна «Космический кадет»

• Дмитрий Бавильский о сборнике «эпистолярных» новелл Джейн Остин «Любовь и дружба» 

• Юрий Поворозник. «Американские боги»: что нужно знать перед просмотром сериала

• Михаил Сапитон о романе Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь»

• Сергей Соболев. Олаф Стэплдон как зеркало научной фантастики ХХ века

• Дмитрий Бавильский о романе Джейн Остин «Мэнсфилд-парк» в переводе Раисы Облонской

• Swgold: Первая юношеская. О романе Р.Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилей»

• Маша Звездецкая. Совы не то, чем они кажутся. О романе Василия Мидянина «Повелители новостей»

• Swgold: Вселенная. Жизнь. Здравый смысл. О романе Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной»

•  Дмитрий Бавильский о книге Антонии Байетт «Ангелы и насекомые»

•  Екатерина Доброхотова-Майкова. Почтовые лошади межгалактических трасс

Комментарии

Вверх