СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Архив «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Ностальгируя по советской НФ...

Ностальгируя по советской НФ...

12:00 / 17.02.2018
Светлана Донская

Лаборатория Беляева. Рецензия

Составители Андрей Балабуха и Сергей Неграш. Лаборатория Беляева
Ярославль: Издатель Мамонов В.В., 2018

Александр Беляев — великий писатель, автор романа «Человек-амфибия», по которому в 1961 году был снят одноименный культовый фильм. Пожалуй, эта книга и ее экранизация стали визитной карточкой автора. Однако его перу принадлежат и многие другие не менее замечательные произведения — «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Голова профессора Доуэля», «Ариэль» и так далее. Его мудрые книги вот уже которое десятилетие завораживают читателей.

Издательства охотно печатают собрания сочинений Беляева, но все они не полные, обычно ограничиваются самыми известными его вещами. На сегодняшний день, наиболее полным является семитомник, вышедший в серии «Отцы-основатели» издательства «Эксмо». Но даже в этом издании имеются лакуны! Собственно, полное собрание сделать невозможно, так как некоторые произведения потеряны в годы войны. Что случилось с пьесой «Алхимик»? Успел ли автор дописать романы «Тайга» и «Пещера дракона»? Сохранились ли рукописи рассказов «Роза улыбается» и «Черная смерть»?..

И это далеко не полный список утраченного!

К счастью, литературоведы не устают рыться в архивах, отдельно отметим заслуги Анна Андриенко. Вот так и были обнаружены пять малоизвестных историй Беляева, не вошедших ни в одно из собраний сочинений. Все они были включены в антологию «Лаборатория Беляева», составителями которой выступили Андрей Балабуха и Сергей Неграш.

Авторство четырех рассказов ни у кого сомнений не вызывает: «Солнечные лошади», «Прогулки на гидроаэроплане», «Берлин в 1925 году» и «Рождение радио» точно принадлежат перу А.Беляева. Что же касается рассказа «Лапотный Муций Сцевола», то литературоведы спорят, кто его написал. Эта вещь была как минимум четыре раза опубликована в 1941 в весьма солидных изданиях, где печатали в основном звезд литературы тех лет, под именем «А.Беляев» — А.Балабуха и С.Неграш склоняются к мнению, что никаким другим Беляевым этот «А.Беляев» быть не может.

Также в антологии приняли участие известные писатели, лауреаты Беляевской премии: Геннадий Прашкевич, Николай Романецкий, Святослав Логинов, Антон Первушин и Вячеслав Рыбаков. Причем, каждый из них не только дал добро на выпуск в «Лаборатории Беляева» одной из своих вещей, но и специально для этого издания написал по заметке о своем личном впечатлении от книг Александра Беляева.

Повесть «XXIII Век: Сирены Летящей» Геннадия Прашкевича повествует о столкновении отважных исследователей космоса с поразительным феноменом. Нельзя не отметить, что эта повесть впервые была издана еще в середине 1970-х и с тех пор не переиздавалась. Впрочем, этот вариант существенно доработан автором и отличается от более раннего процентов на семьдесят.

Николай Романецкий представлен в томе самой первой версией повести «Казаки-разбойники», написанной еще в советские годы. «Казаки-разбойники» — история о подростках, обретших дар создавать некие иные миры, пусть на время, и всё же.

Поистине украшением тома стала публикующаяся впервые повесть «Никто и звать никак» Святослава Логинова. На этот раз мастер фэнтези выступил с научно-фантастическим произведением. Автор показывает мир, в котором слишком много сознаний и слишком мало тел, так что в каждом человеке живут сразу по несколько личностей. Сама по себе идея не нова, допустим, она встречалась в романе «Жить снова» Роберта Сильверберга, однако к части Логинова его повесть очень сильно отличается от работы зарубежного мэтра и куда более достоверна.

Продолжает том повесть «Критерии подобия» Антона Первушина, созвучная «Сиренам Летящей» Прашкевича. Опять космическая загадка, на этот раз на Луне. «Критерии подобия» — твердая научная фантастика.

Что же касается редкого рассказа «Кто решится решить» Вячеслава Рыбакова, то это диалог представителей невероятно развитой цивилизации, Мальчика и Старика. Вещь пронзительная и прекрасно служащая эпилогом к антологии. Рассказ был написан еще в 1972 году!

Завершает том эссе «Конструктор идей грядущих лет» (о жизни и творчестве Александра Беляева) Андрея Балабухи, специально дополненным для этого издания.

Подводя итог, скажем, что в книге нет фанфиков по творчеству классика, да и составители не ставили перед собой такой цели. Они, судя по всему, стремились передать дух советской фантастики, и вот это им блестяще удалось! Кроме того, нельзя не отметить иллюстрации М.Емельянова, лучшего художника по версии портала «Лаборатория фантастики» в 2016 году. 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх