В последнее время второе рождение переживают дискуссии, отгремевшие, казалось бы окончательно, еще в шестидесятых годах прошлого века. А именно — что бы еще такого приделать человеку механически-лампового, в нынешней интерпретации — робото-кремниевого, чтобы он, человек, не так остро переживал собственную ущербность в сравнении с вычислительной мощью своего телефона. Вот и последнеи громкие кино- и телепремьеры о том же («Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Видоизмененный углерод», etc).
Общий источник подобных размышлизмов — очередное внезапное открытие для самого себя, что человек есть существо неполное. Не неполноценное, отметьте, а неполное, то есть требующее не только физического рождения, но и весьма долгосрочного и трудоемкого процесса апгрейда и формовки, как то: обучение языку, социальному взаимодействию, усвоению накопленных социумом знаний и прочая, прочая, прочая. Специально использую подобные «механистические» термины, дабы быть, как говориться, в тренде спора.
В отличие от новорожденной антилопы человеческий младенец не встанет через несколько часов на ноги. Такова се ля ви, а вернее — расплата за человечность. Человек — не только штучное, но и весьма и весьма дорогостоящее производство, где физиологические процессы зачатия и рождения лишь начало многолетнего «конвейера», на котором и будет осуществлять досборка полезного для общества индивида.
Таким образом, радетели вставить человеку разумному в мозги дополнительный чип, твердотельную память и блок охлаждения — по сути ничего нового не предлагают.
Скорее уж это — архаизация человека, который нежданно-негаданно за весьма сомнительные плюшки вдруг станет зависимым еще и от прихоти работы вставленного в башку компьютера и джипиэс-навигатора.
Желающих более подробно разобраться в проблематике отсылаю к американским классикам киберпанка и японским киберпанковым аниме и манга, причем последее даже предпочтительнее в силу большей увлекательности и глубины проработки темы киборгизации человека. Последние громкие кино- и телепремьеры скорее относятся к перепевам классических образцов.
Впрочем, все это бурление не имело бы никакого особого смысла, ибо что уж втемяшится в технократическую башку, то и колом оттудова не выбьешь. но во всех этих идеях вполне явно ощущается еще один идейный пласт, который вызывает даже большее опасение, чем зависший на невыполнимой задаче компьютерный придаток.
По сути, какие бы благие цели не преследовали новые адепты индустриализации человека, все это несомненно подразумевает и ведет к расчеловечиванию самого человека.
Даже на самом банальном уровне размышлений каждому очевидно, что обладание мобилой последнего издания ни на йоту не приближает не то что к счастью, а к решению хоть какой простейшей человеческой проблемы, буйным цветом цветущих в нашем общежитии. Ты не станешь умнее. Ты не станешь добрее. Ты не научишься лучше отличать злое от доброго. Не уделишь больше внимание ближнему своему. Не станешь милосерднее.
А совесть-то болит, даже у тех, у кого там уже черная дыра, а не совесть. И вот тут выступают на арену цивилизации марширующие колонны хоть железных, хоть нанотехнологичных киборгов. С прямым подключением к интернету и неограниченым сроком жизни. И, что самое главное, съемным блоком совести и морали.
Беда всех этих правозвестников грядущего киборгизированного счастья в том, что они искренне не понимают, что все проблемы человека — в нем самом, а не во вне его. Цивилизация во многом и строится как машина по решению внешних по отношению к человеку задач — борьбы с холодом, голодом, врагами, астероидами, а вот с сугубо человеческими проблемами извольте разбираться сами. Цивилизация тут не помощница.
Кстати, подобные современные дискуссии есть зеркальное отражение того несбывшегося счастья, которое так ждало на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков человечество от внедрения электричества. Считалось, что электричество может все: не только крутить станки и двигать машины, но еще и лечить, обучать и воообще... Ну? Да, машины двигаются, станки крутятся, а человек лучше не стал, в его человеческой сути, естественно.
И все эти электронные приблуды лишь еще одна грандиозная иллюзия, еще один повод в гордыне своей сказать: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». И не понимая при этом, что «ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг»...
Ранее в рубрике «Из блогов»:
• Дмитрий Бавильский о сборнике рассказов и повестей Антонии С. Байетт «Призраки и художники»
• Василий Владимирский о рекламе и продвижении
• Генри Лайон Олди о романе Джеффа Вандермеера «Борн»
• Роман Демидов о книге Адама Робертса «Yellow Blue Tibia»
• Михаил Савеличев. Эвтаназия просвещения, или О безусловной пользе избыточного знания
• Ольга Журавская. Высокая литература. О романе Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня»
• Станислав Бескаравайный о романе «Видоизмененный углерод» Ричард Морган
• Шамиль Идиатуллин о романе Евгения Филенко «Бумеранг на один бросок»
• Дмитрий Бавильский о «Золотом осле» Апулея в переводе Михаила Кузмина
• Персональные «книжные итоги» 2017 года Галины Юзефович
• Ася Михеева о романе Рассела Д. Джонса «Люди по эту сторону»
• Шамиль Идиатуллин о романе Дэна Симмонса «Террор»
• Виталий Каплан о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев». Мир, в котором душно
• Михаил Савеличев. Weird Fiction, или О пользе ярлыков
• Шамиль Идиатуллин о романе Дмитрия Быкова «ЖД»
• Дмитрий Бавильский об «Исповеди лунатика» Андрея Иванова
• Галина Юзефович о том, кто страдает от интернет-пиратства
• Дмитрий Бавильский о романе Уилки Коллинза «Лунный камень» в переводе Мариэтты Шагинян
• Михаил Савеличев. «Фонтаны рая» Артура Кларка
• Андрей Рубанов о романе Шамиля Идиатуллина «Город Брежнев»
• Дмитрий Бавильский о романе Михаила Гиголашвили «Тайный год»
• Swgold: Сага о кольце. О романе Р. Хайнлайна «Между планетами»
• Юлия Зонис о романе Яны Дубинянской «Свое время»
• Николай Желунов. Сжирают ли литературные конкурсы молодых авторов?
• Дмитрий Бавильский о воспоминаниях Ильи Эренбурга в 6 частях «Люди, годы, жизнь»
• Михаил Сапитон о книге Александра Пиперски «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского»
• Станислав Бескаравайный о романе Вячеслава Рыбакова «На мохнатой спине»
• Екатерина Доброхотова-Майкова. Паровоз Стивенсона
• Наталия Осояну о романе Адриана Чайковски «Children of Time» («Дети времени»)
• Дмитрий Бавильский. «Высокий замок». Воспоминания Станислава Лема в переводе Евгения Вайсброта
• Swgold: Опус № 67. О романе Р. Хайнлайна «Красная планета»
• Станислав Бескаравайный о книге Алексея Иванова «Вилы»
• Наталия Осояну о романе Йена Макдональда «Новая Луна»
• Владимир Данихнов об антологии «Самая страшная книга 2016»
• Дмитрий Бавильский о романе Антонии Байетт «Детская книга» в переводе Татьяны Боровиковой
• Наталия Осояну о дилогии Кэтрин М. Валенте «Сказки сироты»
• Михаил Сапитон о романе Джонатана Литтелла «Благоволительницы»
• Swgold: Бомбардир из поднебесья. О романе Р.Хайнлайна «Космический кадет»
• Дмитрий Бавильский о сборнике «эпистолярных» новелл Джейн Остин «Любовь и дружба»
• Юрий Поворозник. «Американские боги»: что нужно знать перед просмотром сериала
• Михаил Сапитон о романе Ханьи Янагихары «Маленькая жизнь»
• Сергей Соболев. Олаф Стэплдон как зеркало научной фантастики ХХ века
• Дмитрий Бавильский о романе Джейн Остин «Мэнсфилд-парк» в переводе Раисы Облонской
• Swgold: Первая юношеская. О романе Р.Хайнлайна «Ракетный корабль «Галилей»
• Маша Звездецкая. Совы не то, чем они кажутся. О романе Василия Мидянина «Повелители новостей»
• Swgold: Вселенная. Жизнь. Здравый смысл. О романе Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной»
• Дмитрий Бавильский о книге Антонии Байетт «Ангелы и насекомые»
• Екатерина Доброхотова-Майкова. Почтовые лошади межгалактических трасс