СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Между Гейманом и Желязны

Между Гейманом и Желязны

19:00 / 11.06.2017
Василий Владимирский

Виктория Шваб. Тёмный оттенок магии. РецензияВиктория Шваб. Тёмный оттенок магии
М.: РОСМЭН, 2017

Концепцию мультивселенной, в которой сосуществует множество самых разных параллельных миров, писатели-фантасты разрабатывают уже второе столетие. Вспомните хрестоматийный «Город» Клиффорда Саймака — далеко не первое (и даже не сотое) произведение на эту тему. Но в массовом сознании идея как следует закрепилась только во второй половине XX века — с легкой руки неугомонного Майкла Муркока и его коллег по «новой волне». С тех пор поток путешественников по параллельным мирам не иссякает — впору ставить на перекрестках патрульные машины и штрафовать за превышение скорости.

В мультивселенной, которую описывает американка Виктория Шваб, существует три параллельных мира, три главных «места силы»: Белый Лондон, Красный Лондон и Серый Лондон. В Белом идет бесконечная борьба за власть с применением черной магии, а жителей осталась жалкая кучка — и все как на подбор полусумасшедшие убийцы. В пышном и праздничном Красном Лондоне сила стихий поставлена на службу человеку, а огромной империей правит щедрая и благородная королевская семья, искренне любимая народом. В Сером Лондоне магии почти нет, о существовании параллельных миров знают только избранные — зато здесь добились внушительных успехов по части создания машин и механизмов. Собственно, это наш Лондон, вполне узнаваемая столица Великобритании эпохи Регентства.

Ах да, есть еще Черный Лондон — бесконечный источник неприятностей, страшная легенда, которой пугают детей, город (и мир), полностью поглощенный магией, обглоданный ею до косточек. Когда случилась катастрофа, маги из соседних королевств изолировали Черный Лондон, подвергли карантину, а на своей территории провели глобальную зачистку по сравнению с которой пресловутые зверства испанской инквизиции — детский утренник для дошкольников. Причем особенно усердствовали, как не трудно догадаться, обитатели Белого Лондона. Врата между мирами, стоявшие широко распахнутыми, оказались намертво запечатаны. Путешествовать по мультивселенной теперь способны только антари, черпающие силу не из окружающего мира, а в магии собственной крови. Но с каждым поколением их становится все меньше, и предсказать, в какой семье и в каком мире появится на свет очередной носитель этой редкой способности, невозможно.

Роман «Темный оттенок магии» напоминает среднее арифметическое между «Задверьем» и «Хрониками Амбера» — только без эдвардианской изысканности Роджера Желязны и лукавого подмигивания Нила Геймана. Виктория Шваб едва ли может похвастаться яркой образностью стиля, выразительностью метафор, богатством аллюзий и подтекстов. Диалоги в этой истории молодого антари Келла и юной воровки Лайлы — чисто функциональные, сюжетные повороты — предсказуемые, а сами центральные герои при всем их обаянии — из тех, что десятилетиями кочуют из одного фантастического романа «для юношества» в другой. Но удивительное дело: глотается эта бесхитростная история мигом — и оставляет удивительно приятное послевкусие. Говорят, в Англии она вообще стала бестселлером, хотя от недостатка романов, написанных под влиянием Желязны или Геймана, жители Туманного Альбиона уж точно не страдают.

В чем же фишка, как удалось писательнице скромными средствами добиться такого чудесного эффекта? Рискну предположить, что магия Виктории Шваб кроется в гармоничном и хирургически точном сочетании вполне традиционных элементов. Огня, воды, земли, воздуха... То есть, простите, фабулы, конфликта, композиции, интриги. В «Темном оттенке магии» Шваб сумела обойти все привычные мели и подводные камни, которые грозят кораблю фантазии. Экспозиция не затянута, финал не слит, герои не глупее читателей, поступки внятно мотивированы, умеренная пафосность уравновешивается столь же умеренным цинизмом — и так далее, и тому подобное, по всем пунктам списка.

Идеальное пособие для начинающего автора фэнтези: смотри, дружок, как можно обойтись самыми простыми приемами — если владеешь ими в совершенстве!

Ну а для детей и подростков — просто отличное чтение на лето. Идеальный приключенческий роман — за одним единственным исключением: слишком уж быстро заканчивается эта история.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх