СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00

ЛитРПГ навыворот

08:42 / 02.08.2016
Олег Викторов

Наиль Измайлов. Это просто игр: повесть. РецензияНаиль Измайлов. Это просто игра
СПб.: Азбука. М.: Азбука-Аттикус, 2016.

Несколько лет назад в России возник и быстро набрал обороты новый фантастический жанр: литРПГ, авантюрные истории о приключениях внутри «игровых вселенных» для фанатов многопользовательских компьютерных онлайн-игр. То есть что значит «возник»? На самом деле такие тексты еще в 1990-х бойко писал Степан Вартанов — см. его цикл «Мир Кристалла». Но для современного читателя это седая старина — а уж тем более для авторов, агрессивно отстаивающих свой приоритет.

Сюжеты таких книг, как правило, собраны из типовых блоков: герой выполняет квесты, сражается с боссами, добывает артефакты, вступает в кланы, прокачивает скиллы, переходит с уровня на уровень... В общем, живет богатой и насыщенной жизнью хардкорного геймера — иногда сознавая, на каком свете находится, иногда нет. Счастливы все: гики легко отождествляют себя с героем, авторы штампуют по роману в два месяца, издатели подсчитывают барыши... Точнее, подсчитывали: мода продержалась года полтора-два, после чего стремительно пошла на убыль, а вместе с ней тиражи и прибыли. Но формат остался, как и его преданные поклонники среди читающих и среди пишущих.

Новая повесть Наиля Измайлова (Шамиля Идиатуллина) «Это просто игра» во многом похожа на очередное сочинение в жанре литРПГ. Здесь есть герои, которые проваливаются в игровую вселенную и проходят путь от новичка-нуба, слабенького персонажа, которого норовит прихлопнуть любой прохожий, до лидера игрового рейтинга. Есть труднейшая логическая задача, которую удается решить благодаря ловкости, хитрости и плохо замаскированным дырам в программном коде. Есть, само собой, верные соратники, готовые броситься всем кланом на амбразуру. Но несмотря на внешнее сходство повесть «Это просто игра» — литРПГ навыворот, мина, подведенная террористом-Идиатуллиным под краеугольный камень жанра.

Формально мир онлайн-игры небезопасен для геймера: его персонажа ждут засады и ловушки, вражеские лучники и маги, тролли, драконы и прочие чудовища грозят разорвать на куски, обнулив очки опыта — иначе было бы неинтересно. Но в то же время этот мир ярче, привлекательнее и комфортнее для игрока, чем реальная вселенная по ту сторону компьютерного монитора. На этом держится весь жанр литРПГ. Идиатуллин-Измайлов переворачивает ситуацию с ног на голову: в результате обмена телами один из героев повести попадает в семью, жить в которой одно удовольствие — куда интереснее, чем в любой игре. Молодая, красивая и умная мама, спортивный дедушка, который не устраивает сцен, но готов поддержать внучку даже в самых безрассудных начинаниях, отличные однокашники, захватывающее хобби... В общем, реальная жизнь тут настолько насыщена позитивом, что просто не возникает искушения нырнуть с головой в компьютерную игрушку: у героини и смартфона-то толкового нет, только простой телефон с фотокамерой. Между тем в игре живые люди постепенно теряют память, их «я» растворяется, затухает — перспективы совсем не радужные. Надо срочно выбираться, собирать себя по кусочкам, иначе кранты...

Наиль Измайлов не то чтобы критикует видеоигры за бездуховность и эскапизм — это категорически не его стиль. Автор пишет о другом: о том, что в нашем мире подросток может чувствовать себя не менее свободно и уверенно, что бегство от реальности — не выход, что самое интересное, увлекательное и важное происходит все-таки «в реале»: игра игрой, но обед по расписанию. Насколько достоверно и убедительно получилось — вопрос в первую очередь к читателям «среднего школьного возраста», 12-14 лет. Ну а тем, кто постарше, я бы все-таки посоветовал перечитать сперва дилогию «Убыр» — или разыскать роман Шамиля Идиатуллина «За старшего», изданный в 2013 году. А уж потом и к этой повести можно вернуться, если возникнет такое желание.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх