Макс Фрай. Сказки старого Вильнюса IV
М.: АСТ, 2015
В аннотации ко всем книгам серии «Сказки старого Вильнюса» написано, что в Старом городе Вильнюса 108 улиц. Как неоднократно утверждал сам автор, каждой из них будет посвящено по рассказу. Но, возможно, автор свои силы переоценил.
Четвертый сборник получился, во-первых, ужасающе неоднородным. Есть в нем рассказики и совершенно плоские, штампованные и избитые, есть и очень недурные. Во-вторых, изрядная часть рассказов не имеет никакой привязки к Вильнюсу, с тем же успехом их действие могло бы происходить в Нью-Йорке или Москве. В-третьих, некоторые из них («Прокрастинатор», «До первой русалки») уже публиковались в других сборниках, а сейчас в них только были добавлены случайные фразы про Вильнюс. В-четвертых, некоторые из них вообще не сказочные.
Сюжет всех рассказов строится по одинаковой схеме: жил-был человек, и было у него все плохо и скучно, и денег не было, и любви не было, и вообще ничего хорошего не было. И вдруг с ним случилось чудо, и все стало как минимум совсем по-другому, а зачастую и очень хорошо. Причем если в первых книгах серии чудеса бывали довольно земными, простыми и доступными любому, то к четвертому тому чудеса перебрались во сны, а то и в другие реальности, куда обычным людям просто нет хода. При этом интриги в рассказах маловато, и развязка угадывается с первой страницы. Да персонажи тут просто функции, а не люди (или нелюди).
При этом от подобных рассказиков обычно ждешь разных красот стиля и словесных кружев, которые могли бы компенсировать слабость сюжета, но Макс Фрай, пытаясь, очевидно, писать легко и непринужденно, очень широко пользуется стилистически сниженной лексикой, особенно щедро рассыпая по страницам «жопы» и «задницы». Так что для феечек — для которых скорее всего и написаны эти тексты — книга вряд ли подойдет.
Ну а теперь о хорошем. Прежде всего, несмотря на общий не слишком высокий уровень, встречаются в сборнике и очень достойные вещи. В первую очередь это «Дело о пирожках с капустой» — рассказ очень простой, но очень атмосферный и живой. А еще — «В ночь с понедельника на среду». Кроме того, четвертый том в некотором роде превращает всю серию из набора отдельных рассказов в единое текстовое пространство, мифологическую реальность города. В этом пространстве появился даже некий метасюжет и несколько подциклов (из которых лучше всего рассказы о Граничной полиции). При этом автор очень любит город, о котором пишет, и за эту зримую любовь ему можно простить очень многие оплошности.
Ну а еще его тексты весьма утилитарны на самом-то деле — бывают такие ситуации и такое настроение, когда подобные истории совершенно необходимы. Когда единственным выходом может стать чудо, никак не зависящее от усилий самого человека, пусть даже самое крошечное.
Вероятно, именно за терапевтичность рассказы и сказки Макса Фрая любит столько народу. Не за литературные же достоинства же их любить.