Дэвид Митчелл. Простые смертные
М.: Эксмо, 2017
Есть вопросы, на которые лучше не знать ответов, и тайны, исключающие разгадку. Когда в прорези чадры сияют лукавые глаза женщины, хочется верить, что за плотной тканью скрывается неземная красавица. Но стоит сдвинуть покров — и женщина оказывается пожилой, кривоносой или кривоногой. Так же порой происходит и с книгами — создать увлекательную, интригующую и завораживающую читателей завязку не так сложно, как кажется. Достаточно взять актуальную тему, симпатичных героев, поставить пару вопросов — и все заверте... Читатель вгрызется в текст с жадностью вампира, выискивая, на какой же странице ответ — кто убил Лору Палмер, чей бюстгальтер привел к разводу и куда пропал потерявшийся мальчуган?! Банальный ответ «убийца дворецкий» лишает тайну очарования.
«Простые смертные» Дэвида Митчелла — роман с великолепной завязкой. Психологичный, тонкий, авантюрный и атмосферный. История начинается с того, что Холли Сайкс убегает из дома. Ей 15, она хочет встречаться с крутым парнем, заниматься с ним сексом, получить независимость и не слушать нравоучений мамы. Её младший братишка Жако — странный мальчик с повадками аутиста — показывает Холли изображение лабиринта и просит запомнить его как следует. Девочка спешит к бойфренду — и выясняет, что бойфренд спит с её лучшей подругой. Но возвращаться домой — позор! По совету одноклассника Холли решает податься в сезонные рабочие, собирать клубнику. Её подсаживает в машину симпатичная пара, приглашают разделить стол и кров... и вдруг незнакомец, взявшийся ниоткуда, убивает гостеприимных хозяев, точнее делает их мертвыми. И начинает задавать Холли непонятные вопросы, утверждая, будто она Эстер Литл или Ю Леон Маринус, существа, обладающие магической силой. Перепуганная девушка готовится к смерти, но незнакомец дает ей убежать. А вскоре Холли узнает, что пропал её любимый братишка Жако. Интригует, не правда ли?
Дальше следует несколько глав, так или иначе связанных с судьбой Холли и её друзей. Проигрываются автомобили и жизни, идет война в Ираке, гибнут ни в чем не повинные люди. Мисс Сайкс становится писательницей, выпускает популярнейшую книгу спиритуалистических мемуаров «Радиолюди» о голосах и таинственных существах, с которыми она общается в трансе. Она разъезжает по городам и весям, встречается с читателями, ведет светскую жизнь на писательских раутах. Холли считают немного чудаковатой — мало кто верит её рассказам. Даже новый знакомый Криспин Херши, литератор, чья звезда потихоньку гаснет.
Образ Криспина — отдельная удача романа. Герой выписан даже лучше, чем Холли Сайкс, он рефлексирует и грустит, склонен к беспорядочным связям и выплескам оскорбленного самомнения, не прочь выпить и при случае сделать неприятно ближнему своему. И в то же время это человек незаурядный, наблюдательный, искренний, способный на сильные поступки и привязанности. Ему хочется сопереживать. И в очередной раз констатировать, что нравы зарубежных рыцарей пера ничуть не отличаются от российских.
И все бы хорошо, но где-то к середине романа великая тайна начинает вскрываться. Оказывается, существуют некие Анахореты — вечно голодные пожиратели человеческих душ, варящие из «особых нематериальных сущностей» специально подготовленных юношей и девушек Черное Вино бессмертия под руководством Слепого Катара. И их идеологические противники перерождающиеся Хорологи — эти всего лишь занимают тела умирающих детей, когда душа отходит в иные миры. Война между ними тянется не одну сотню лет, люди являются лишь материалом — Хорологи относятся к homo sapiens скорее бережно, а Анахореты скорее с гастрономическим интересом, но принципиальных различий нет. Обе стороны более или менее успешно редактируют воспоминания, останавливают время, практикуют всевозможную «психоэзотэрику» как выразился автор (или переводчик). Их битвы конечно же сказываются на истории Земли и в итоге приводят к серии техногенных катастроф, потихоньку убивающих население планеты...
Невольно хочется спросить: «и это все»? Прекрасно написанный, увязанный, скомпонованный и увлекательный текст, живые герои, впечатляющие интриги — и эзотерическая жвачка в качестве фантдопущения. Впрочем, автор британец, а традиции спиритуализма в этой стране сильны со времен Конан Дойла — возможно Митчелл тоже увлекается столоверчением и призыванием духов. Но от автора «Облачного атласа» ждешь большего.
Впрочем, мастерство не сольешь в канализацию. Роман действительно увлекателен, и, будь он хуже написан, духи с реинкарнациями никому бы не помешали. В нашем же случае реалистическая, жизненная часть романа получилась настолько сильной, что перевесила мистическую. Но возможно критик и придирается — ведь новых идей в литературе не так и много.
Читать «Простых смертных» бесспорно стоит, книга заслуживает и потраченного на неё времени и потраченных денег. Бессмертие вечная тема, почему бы и не поразмышлять? Но если вам предложат бокал Черного вина — не пейте ни в коем случае!