Николай Свечин. Темные всадники
М.: «Эксмо», 2016
Первое попавшееся словарное определение говорит нам, что детектив представляет собой "литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных". Если мы соглашаемся с этим определением, то большая часть произведений Николая Свечина детективами отнюдь не является, хотя и позиционируется, естественно, подобным образом. Преступления в них случаются, но вот определения преступника не бывает почти никогда. Чаще всего герои сходу предполагают, кто тут виновен, и их выводы всегда оказываются правильными, а доказательства идеально подходят к версии. Думать героям такого детектива не приходится, зато приходится много бегать. Так что жанр сборника «Темные всадники» скорее стоит обозначить как «криминальный роман» или, точнее, «криминальная повесть».
Так или иначе, в книге, которая заявлена как остросюжетная, сюжет уходит на задний план, а главным для автора становится фон, антураж. Первая из повестей, входящих в сборник, «Последняя выставка», посвящена некоему правонарушению, имевшему место на XVI Всероссийской промышленной выставке. И первые страниц пятьдесят (из двухсот) занимает подробнейшее описание этой выставки, с цифрами, датами, статистическими выкладками и прочими малохудожественными вещами. Заметно, что автор очень любит историю, Нижний Новгород (в котором он родился) и чтение источников, а вот придуманные им самим события и люди его интересуют гораздо меньше. Поэтому главный герой, конечно, быстренько находит убийцу, не приложив никаких интеллектуальных усилий, зато неоднократно продемонстрировав силушку богатырскую и почти сверхъестественную удачу. На этом месте он уезжает в отпуск, и тут начинается уже вторая повесть, «Темные всадники». В поезде герой встречает человека, показавшегося ему крайне подозрительным, и тут же бросает все и кидается за ним.
Разумеется, несмотря на то, что по ходу дела он совершает парочку должностных преступлений, интуиция его не обманывает, и он довольно быстро накрывает страшную банду. Финал этот очевиден примерно с момента появления подозрительного типа, но неожиданные повороты творчеству Свечина вообще не свойственны. Скорее его волнует то, как вписать в подобие сюжета побольше интересных данных, взятых из реальных полицейских отчетов, газет и прочих не самых очевидных документов.
Впрочем, в защиту автора стоит заметить, что в те времена, которые он описывает, криминальная литература выглядела именно так. К примеру, большинство эпизодов из мемуаров знаменитого сыщика Путилина имеет примерно такую канву: убили человека, сыщик шел-шел по улице и вдруг увидел окровавленный топор, который и был орудием убийства, и по следам крови пришел к преступнику.
Да и с задачей, поставленной самому себе, автор вполне справляется. Чтение получается несложное, довольно приятное и весьма познавательное. Если заранее учитывать неизбежную прямолинейность сюжетной линии, то от (не)детективов Свечина очень даже можно получить удовольствие.
А вот редактор в этой конкретной книге справился плоховато — второстепенные герои то и дело меняют фамилии.