СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Горячий шведский парень

Горячий шведский парень

16:53 / 19.03.2017
Софья Вечтомова

Сельма Лагерлеф. Сказание о Йосте Берлинге. РецензияСельма Лагерлеф. Сказание о Йосте Берлинге
М.: Рипол классик, 2016

Своего героя Сельма Лагерлеф аттестует как «самого сильного и самого слабого человека среди людей». Масштаб личности для сказания вполне подходящий. Хотя бы просто потому, что он «самый». Ведь в этом фольклорном жанре все должно быть таковым: раз небо, то наисильнейшее, раз озеро, то начистейшее, раз женщина, то наикрасивейшая, раз подвиг...

А вот с этим есть некоторые сложности. То, что творят персонажи книги, подвигами не назовешь, разве что в переносном значении этого слова. Да и самого Йосту можно поместить в кавычки — «герой»! Поп-расстрига, пьяница, охочий до женского полу, чрезвычайно непоследовательный и довольно хитрый. И при этом главный протагонист романа. Что же в нем такого хорошего?

Да собственно, все то же самое. Он был священником, отличным оратором, способным вдохновить человеческие сердца. Он потерял свою должность по собственной воле и мучительно переживал это, считая себя недостойным человеком. Он пьет, чтобы заглушить тоску, и рядом с ним становится весело даже тем, кого трудности пригнули к земле. Он очарован женской красотой, каждый раз влюбляясь совершенно искренне, и при этом сам исключительно хорош собой. Он умен и может найти выход из любой трудной ситуации... Поистине гремучая смесь, перед которой не смогла устоять ни одна красавица шведского Вермланда. А еще говорят, что это для русских женщин характерно желание спасти мужчину даже против его желания и, так сказать, отдать ему свои лучшие годы. Куда там! Богатые молодые шведки соревнуются за право быть рядом с Йостой, буквально распихивая друг друга локтями. Вплоть до заявлений в духе «Так не доставайся же ты никому!».

Читать это просто удивительно. Такие страсти кипели в шведской глубинке в начале XIX века! Впрочем, там вообще творились необыкновенные дела: запросто можно было встретить как фею, так и дьявола. В этом, правда, присутствовала некоторая неопределенность — то ли было дело, то ли привиделось, то ли Лагерлеф просто сказку пересказывает. Считается, что именно она стала родоначальницей магического реализма в художественной литературе, но, пожалуй, определение «магический романтизм» подходит к ее творчеству больше. Ее мистика, пришедшая из старинных скандинавских легенд, проявляет себя только в исключительных обстоятельствах и довольно зыбка. Она запросто может оказаться дымкой, искажением реальности, обостренной психологической реакцией героя. Но он, разумеется, принимает ее как должное.

Собственно, именно с этого и начинается развитие сюжета романа. Двенадцать мужчин во главе с Йостой, находящихся на полном пансионе у влиятельной майорши, в пьяном угаре видят дьявола. Он просвещает их: мол, благодетельница не просто так содержит своих «кавалеров» — они нужны ей для того, чтобы ежегодно жертвовать одну мужскую душу нечистой силе. Кавалеры тут же соглашаются принести в жертву уже саму майоршу: они договариваются, что если за год не совершат ни одного разумного поступка, то им отойдет все ее имущество. Зачем им это нужно — абсолютно непонятно: они и так ели-пили, жили в свое удовольствие и выкидывали разные ухарские номера, чем и развлекали пожилую даму, которая и сама когда-то знала толк в веселье. А то что помирали регулярно, так странно это еще, что по одному только в год — при их-то любви к возлияниям и охотам на медведя «один на один»! Но сделка с дьяволом — дело серьезное, поэтому все идет под откос: майоршу изгоняют из дома, кавалеры разоряют хозяйство, а Йоста Берлинг делает несчастными всех окрестных девиц. Он вроде бы того и не хочет: вот, например, поехал он уговаривать чужую невесту вернуться к своему жениху, да и влюбил ее в себя до гроба. Или такой случай: замужняя молодая графиня отказалась с ним танцевать, зная, какой черной неблагодарностью он вместе с другими кавалерами отплатил майорше. Он тут же украл дамочку, рассорил ее с мужем и... влюбил в себя до гроба. Вообще-то гробом заканчиваются многие его шутки и развлечения. Так, задумал было Йоста жениться на деревенской дурочке — назло, значит, отвергшим его светским дамам. Его-то спасли от необдуманного поступка, а девушка ушла в лес погибать. Или другая история, для разнообразия связанная с мужчиной: вернулся из заключения невинно осужденный, так Йоста его напоил и разрисовал грязью, как последнего пропойцу, да к жене отправил с веселыми песнями. А та мужа на порог не пустила — вскорости он и погиб. Уговорил Йоста полусумасшедшего пастора-скрягу к богу обратиться и деньги на добрые дела тратить — тот и умер от счастья. В общем, «хотели как лучше, а получилось, как всегда» — это про Йосту Берлинга. Такой уж он парень — за год (а события 36 новелл, входящих в книгу, происходят в течение одного года, насчет которого и достигнута договоренность с дьяволом) он успевает наворотить столько, что иному мужику и за всю жизнь не удается.

У пытливого читателя может возникнуть вопрос: что это за имя такое, типично шведское — Йоста? На самом деле это уменьшительно-ласкательный вариант имени Густав. Вполне королевского, между прочим, по нордическим меркам. И думаю, что выбрано оно было автором не случайно: все-таки Сельма Лагерлеф ставит благие намерения выше результата. Недаром в финале Йоста Берлинг получает все, что хочет — и любовь, и лучшую девушку, и средства к существованию. Пожалуй, в этой книге злу противопоставлено не добро (которое является категорией философской и потому абстрактной), а радость (которая вполне конкретна для большинства людей). Вот почему Йоста — персонаж противоречивый, но все-таки положительный. И не будем забывать, что Нобелевская премия была присуждена Сельме Лагерлеф «за благородный идеализм и богатство фантазии». Так что история этого поистине горячего шведского парня, разворачивающаяся на фоне удивительных лесных пейзажей и фантасмагорических событий, способна заворожить даже самого опытного и скептически настроенного читателя.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх