СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Глубина-глубина, я не твой

Глубина-глубина, я не твой

12:00 / 06.01.2018
Ника Батхен

Святослав Логинов. Многорукий бог далайна. РецензияСвятослав Логинов. Многорукий бог далайна
СПб: Сидорович А.В., Acta Diurna, 2017

Бывают книги «на один чит». Открыл-развлекся-закрыл-забыл. Бывают те, что перечитываешь раз или два, вылавливая неочевидные повороты сюжета или мотивации героев. Бывают те, что перечитываешь раз в год, с наслаждением открывая все новые грани произведения. А бывают книги, которые с какого-то момента перестаешь перечитывать, потому что запоминаешь наизусть. Семечко текста прорастает в душе и остается там навсегда. Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» — из таких книг.

По мнению скромного критика перед нами лучший роман из всей постсоветской фантастики. Да, были великолепные, а порой и великие книги. «Посмотри в глаза чудовищ», «Гравилет “Цесаревич”», «Выбраковка», «Год Лемминга», «Там, где нас нет», «Варан», «Свет в окошке», «Путь меча», «Осенние визиты»... Но назовите хоть одну книгу, которая сочетала бы в себе абсолютную оригинальность замысла, нетривиальное фантдопущение, безупречный стиль, прекрасно скомпонованный сюжет, живых, многоплановых героев увлекательность беллетристики и многослойный социально-философский пласт?! Книгу, которая бы учила и заставляла задумываться, показывала беспощадную жестокость мира и беззаветную любовь, вытаскивала наружу мучения творца, созидающего то, чего прежде не существовало.

«Многорукий бог далайна» — первый роман автора. Издан в 1994 году, писался около двух лет. Как выражался сам Логинов, «этот мир был создан при помощи монгольского словаря». Идея выросла из детской игры, похожей на морской бой. На страницах романа мы видим мир размером с небольшой ПГТ, по краям грандиозной высоты стены, в середине далайн — бездонное море ядовитой жижи, островки-оройхоны разделены на участки, на каждом клочке земли — свои правители и свои законы. В подземельях зреют грибы и живут мерзкие твари, в море тоже живут мерзкие твари, на островах растут туйваны с лакомыми плодами и хлебная трава. На небесах сидит бог-творец Тэнгэр, в глубинах плавает злобный убийца Ёроол-Гуй. А где-то среди людей живёт илбэч, творец, способный призвать из зловонной жижи пригодную для житья сушу. Проклятие Ёроол-Гуя притягивает несчастья к семье строителя, лишает друзей и близких, вынуждает скитаться и прятаться. Единственное, что есть у илбэча — огонь души, которым он выжигает ненавистный далайн и поднимает новые острова. И сражается с Ёроол-Гуем, рискуя погибнуть всякий раз, как из пучины встает новый оройхон.

Главный герой, Шооран, на глазах у читателей проделывает огромный путь от ребенка-изгоя к великому илбэчу. Но это не путь героя фэнтези, крутеющего с каждой страницей. Это взросление живого человека, который может ошибиться, оступиться или разочароваться. Что главный герой и делает: проигрывает, убегает, страдает от ран и человеческой злобы. Логинов демонстрирует читателю пагубную силу подлинного таланта, выжигающего черную пустошь вокруг одаренного человека. К концу книги Шооран теряет практически все — родственников, друзей, любимых, наставников, даже врагов. Все, кроме самого себя.

Важный вопрос, поднимаемый в книге — ответственность. За себя, за друзей и близких, за беспомощных и слабых, за слова и поступки — достойные и отвратительные. Иллюстрируя цену власти, оправданность «меньшего зла». Логинов замечательно обыгрывает различие двух сводных братьев, один из которых уничтожает далайн, в гневе не думая о последствиях, другой всегда думает о тех, кто ему доверился, и помогает им по мере сил.

Конечно же в книге есть любовь — искренняя, чистосердечная, не всегда счастливая, но всегда настоящая. И дружба, лишь крепнущая от невыносимых условий. И наставничество, передача знаний и мудрости мира из одних рук в другие. И сам мир — жестокий, грозный, невыносимый, немного безумный, и до ужаса настоящий. Великолепный стилист Логинов играет названиями, смакует описания, наслаждается ими. Перед читателем вспыхивает, приветствуя илбэча, огненная граница оройхона, ворочаются в прозрачной воде ручья ленивые увальни бовэры, машет усами свирепый парх, бросается на берег, сжигая себя, рассвирепевший Ёроол-Гуй, и возится с удивительными приправами пресветлый ван.

Философский пласт романа представлен притчами о Ёроол-Гуй с Тэнгэром, стихотворениями и невеселыми мыслями сказителей. Поверьте, там есть над чем поломать голову.

И, наконец, самое главное — книга учит гуманизму. Она делает читателя добрее и милосерднее, отзывчивее к чужим бедам. В «Многоруком боге» отделить добро от зла довольно сложно, даже Ёроол-Гуй с Тэнгэром меняются местами в пантеоне. Но ведь и в жизни зачастую все происходит именно так. И лишь личное мерило совести позволяет выявить истину.

«Многорукий бог далайна» можно перечитывать множество раз, открывая для себя что-нибудь новое и увлекательное. Положить на музыку песню из книги, нарисовать иллюстрацию, исчеркать поля, споря с автором, отбросить том, ворча «заумь», чтобы через годик-другой вернуться к знакомым страницам. Можно лишь позавидовать счастливчикам, открывающим эту книгу впервые! 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх