СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Это не Новосиб, дядя! или Эсхатология Александра Бачило

Это не Новосиб, дядя! или Эсхатология Александра Бачило

19:00 / 18.05.2017
Василий Владимирский

Александра Бачило. Настоящик. РецензияАлександра Бачило. Настоящик
Севастополь: Шико-Севастополь, 2017

Занятный парадокс. Сценаристы англо-американских телесриалов, «Игры престолов», «Фарго», «Шерлока» или «Мира Дикого запада» — полномасштабные поп-звезды: весь мир ревниво следит за каждым их чихом, за тем, кто что есть и с кем спит... Не говоря уж о том, кто над чем работает в перерывах между сезонами. Совсем другая история с тружениками отечественной телеиндустрии: как правило, зритель забывает фамилию сценариста раньше, чем сюжет среднестатистического российского сериала — то есть еще до того, как нажал кнопку «выкл». И бог бы с ними: по большей части, наши сценаристы делают все возможное, чтобы жить и умереть в безвестности. Но бывают и исключения. Например, обидно за Александра Бачило, автора сценария (совместно с Игорем Ткаченко) одного из немногих годных фантастических сериалов на российском ТВ — «Башни» режиссера Дениса Нейманда (2009), работы небезупречной, но не безликой, очевидно выделяющейся на общем фоне. Кто кроме олдовых фэнов (любителей фантастики со стажем) помнит, что что Александр Бачило начал писать рассказы еще до того, как попал на телевидение — и многим ли это интересно?..

Очевидно, немногим. Новая книга писателя «Настоящик» вышла смешным тиражом одна тысяча экземпляров, без фанфар и торжественных банкетов, шумного пиара в СМИ и постеров с полуобнаженными моделями (хотя в окружении автора есть кому попозировать). Сборник Александра Бачило ужасен — но не в том смысле, что ужасно написан. Дело в другом: «Настоящик» чуть менее, чем полностью пропитан эсхатологическими мотивами. Пятнадцать рассказов — пятнадцать вариантов Конца света, от сугубо персонального, как в рассказе «Натаха» (представьте: семья только что примирилась после тяжелой ссоры, муж с женой прослезились и заключили друг друга в объятия, а тут в дверь вваливается бычара с голдой на шее и громогласно вопрошает: «Папаша, проститутку заказывал?») до всеобщего и окончательного («Приправа», «Зимогоры», «Стена»). Вторжение пришельцев, глобальное похолодание, древний хищник, чудом переживший Ледниковый период, смертельно опасный инопланетный артефакт — причины могут быть разными, но финал предрешен. Иногда действие рассказов Бачило происходит на других планетах, а некоторые истории даже заканчиваются хеппи-эндом, но и это мало что меняет: передышка временная, от судьбы не уйдешь, Россия наше отечество, смерть неизбежна.

Само собой, Александр Бачило не обошел вниманием Москву — это отдельный круг Ада с особой топонимикой и своеобразными ландшафтами, здесь близость апокалипсиса чувствуется особенно остро. То инопланетяне прямо на Арбате устраивают загонную охоту на москвичей и гостей столицы, то из-под масок добропорядочных горожан выглядывают личины сказочных чудовищ... Мегаполис не щадит никого, здесь все не то, чем кажется — это Москва, дядя, а не какой-нибудь тихий сонный Новосибирск.

Как учат нас писатели-турбореалисты, мир пребывает в состоянии перманентной катастрофы — судя по этому сборнику, Александр Бачило с ними абсолютно солидарен. Но если относиться к происходящему без иронии, впору сразу в петлю. К счастью, с умением разглядеть смешное в страшном у Бачило все нормально. Ну а самая органичная для него литературная форма — именно рассказ: на счету у автора три сборника «малой и средней формы» плюс «роман в происшествиях» «Академоногородок», то есть те же рассказы, объединенные в цикл. И «Настоящик», пожалуй, из всех этих сборников наиболее удачный. Здесь есть многое из того, чего не хватает современной отечественной фантастике: ненавязчивый саспенс, черный юмор, психологическая динамика, четко выстроенный конфликт.

Пожалуй, грешат эти рассказы только некоторой фабульной предсказуемостью. Понятно, по каким рельсам двинется сюжет, когда в одной локации на фоне дымящихся развалин сходятся воспитательница детского сада и группа малолетних маугли — или когда марсианская принцесса оказывается двойником подруги детства бравого советского космонавта. Но это спишем на неизбежную профдеформацию: что делать, десятилетия работы над сценариями российских телешоу, а тем более над скетчами для, прости господи, КВН, даром ни для кого не проходят.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх