Елена Колина. Двойная жизнь Алисы
М.: АСТ, 2017
Заглавие не придумка рецензента, это парадоксальная фраза из нового романа популярной петербургской писательницы Елены Колиной. Колина пишет легко и увлекательно. Но не обольщайтесь — её проза интеллектуальна, многослойна и даёт пищу для размышлений разного рода. Здесь не просто чтение — проживание, причем не только сюжетное, в еще большей степени — смысловое. И — внимание — сюрприз! Новый её роман — детектив. Причем не привычный криминальный детектив, а детектив интеллектуальный, более того, детектив просвещенческий, выписанный, как и всё у Колиной, весьма изящно. К слову, изящество слога и действия — кто читал, знает — фирменная фишка Колиной. И еще её неподражаемый (в том смысле, что и она никому не подражает, и ей подражать затруднительно) юмор, которым буквально упиваешься и который смакуешь.
По законам жанра действие разворачивается стремительно и, что придаёт роману особую объёмность, сразу в двух временах. Но одному Колина верна всегда: своему любимому городу — перед нами Петербург современный и Ленинград тридцатых годов, самый красивый, самый умышленный, самый абсурдный город на земле в любые времена. Героинь сразу три: девочка-подросток с экзотическим даже для многоконфессионального и ко всему привычного Петербурга именем Рахиль и две Алисы — наша современница, дама-художница в неопределённом, но уже отнюдь не юном возрасте, опять же, с экзотическим для Петербурга красным кабриолетом — подарком того, чьё имя нельзя называть, и звезда ленинградской богемы тридцатых, художница Алиса Порет, ученица Филонова, подруга Хармса. У каждой из них свои проблемы, зачастую кажущиеся героиням неразрешимыми, но каким-то образом (а точнее — большой и напряженной внутренней работой, работой души) всё-таки в результате решаемые.
Так вокруг чего же строится детектив? Разумеется, вокруг таинственной находки: в мешке, определённом на выброс «новым русским», художница Алиса, прикинувшаяся ненадолго консьержкой, находит куски разрезанной картины и непоименованные записки, явно относящиеся к тридцатым годам и к кругу чинарей и Алисы Порет. В то же время силой обстоятельств между обладательницей этого сокровища и лежащей недвижимо со сломанной ногой в своём куполе старинного питерского дома Рахилью завязывается оживлённая переписка по электронной почте (совершенно прелестна суперсовременная фраза «Как только узнаю, в чем смысл жизни, сообщу эсэмэской»). О чем же? О чем может говорить подросток со взрослой, обременённой своим грузом лет, отношений и прочих аспектов жизни, дамой? Оказывается, обо всём. Достаточно того, что они обе способны «смотреть на мир сквозь одуванчик» ( как в одной из картин нашей современницы Алисы, именно эта картина висит перед глазами Рахили). То есть видеть его как бы заново, не замыленным обывательским взглядом, а взглядом творцов и мыслителей (жаль, нет в русском языке для этих слов женского рода), самостоятельно ищущих «простые истины о главном». Разговор идёт и о смысле жизни, и о любви, и о трудных семейных отношениях, и о тяжелейшем личностном выборе — скажем, какое из двух зол менее болезненно: потерять лучшую подругу или остаться до конца жизни с клеймом отвергнутой элитной компанией? А еще — как выбрать своего человека, своего мужчину, свою подругу, как научиться прощать и при этом стать главным человеком для самого себя, как не быть раздавленной годами и достойно продолжать жить в стремительно убывающей женской жизни, как защитить того, кто рядом и как найти с близкими общий язык.
Надо сказать, Колина одна из немногих нынешних романисток и романистов, смело описывающая современную жизнь во всех её аспектах. Здесь и социальные проблемы (кто не знает о чудовищном расслоении российского общества?), и проблемы женщин в возрасте, покинутых мужьями, и жгучие подростковые проблемы, почти непосильные для этого возраста: мама не любит и при этом еще и унижает любимого папу, лучшая подруга предаёт, любимый парень не звонит, компания, претендующая на элитарность, отвергает и вообще каждый день думается о самоубийстве. Конечно, читателям всегда интересна именно современная жизнь, но всё же, надо сказать, не менее увлекательно читать и о жизни художественной и интеллектуальной элиты Ленинграда тридцатых годов. Ведь в культуре, как у Бога, все живы! Ведь творцы и мыслители, оставившие след в искусстве, литературе, культуре, навсегда становятся нашими собеседниками, советчиками, спорщиками, друзьями и даже возлюбленными, причем не только в своих произведениях, но и в своей жизни! Необыкновенно удачно Колина изобретает необходимый ей для описания богемы тридцатых персонаж — непоименованного молодого человека, начинающего художника, вхожего в компанию Алисы Порет, Это его записки найдены в волшебном мешке, это он мечется между двумя любовями — к колкой, малокрасивой, но невероятно харизматичной Алисе Порет и женственной, миловидной, привлекательной Татьяне Глебовой. А в соперниках — сам Даниил Хармс! А в окружении — и Самуил Маршак, и Евгений Шварц, и Исайя Браудо! Весь цвет Ленинграда тридцатых. Их отношения, их чудачества, их таланты и их жизнь ради искусства и в искусстве — что может быть интереснее, увлекательнее и, не побоюсь этого слова — поучительнее?
В культурологическом детективе Колиной все сюжетные клубки будут распутаны, и все кончики всех нитей найдутся. Как найдутся и ответы на многие вопросы. В своём благодарственном предисловии, упоминая галериста Ильдара Галеева, Колина замечает: «Его фраза «Очень трудная задача — элитарное сделать эгалитарным» навела меня на мысль ввести Алису Порет в контекст нынешней питерской жизни, где Алиса — зеркало, в которое мы вглядываемся и опять переводим взгляд на себя.» Вот и расшифровка многосмыслового названия — «Двойная жизнь Алисы». Названье-то не с одним дном! Впрочем, как и всё у Колиной. Читайте!