СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии и статьи » Буря, скоро грянет буря!

Буря, скоро грянет буря!

19:00 / 12.04.2017
Ника Батхен

Маргарет Этвуд. Ведьмино отродье. РецензияМаргарет Этвуд. Ведьмино отродье
М.: Э, 2017

Месть — блюдо, которое подают холодным. Кому как не Шекспиру об этом знать? Гамлет мстит за отца, Шейлок за оскорбление, Яго — за свою отвергнутую любовь. Роман Маргарет Этвуд «Ведьмино отродье» — тоже история мести. Причем орудием выступает Шекспир, пиршественным столом — сцена, а поварами и официантами становятся заключенные — хулиганы, грабители, жулики. 

Представление должно продолжаться, главный герой книги, некогда знаменитый режиссер Феликс Филлипс убивает сразу двух зайцев. После долгих лет простоя он ставит спектакль, шекспировскую «Бурю», из-за которой однажды потеряли театр, и театральный фестиваль Мейкшавегз. И с помощью спектакля, точно по сценарию пьесы, он мстит своим врагам — коварному режиссеру Тони и министру Сэлу О’Нелли. Обстоятельства складываются самым благоприятным образом — как всегда бывает на сцене. И Филлипс пользуется всем, что даровала ему Судьба.

Главный герой — типичный неудачник, некогда великий и знаменитый, ныне бедный и одинокий. Красный «Мустанг» проржавел, вставные зубы едва держатся на челюсти, вместо дома — убогая хибара у трассы, принадлежащая невесть кому. Единственный спутник, собеседник и дорогой человек — умершая двенадцать лет назад дочь Миранда. Филлипс так и не смог поверить в смерть девочки, он чувствует её рядом, изучил её привычки и нравы, воображает, какой она растет, что любит на обед, чем развлекается. И уверен, что дочь отвечает ему.

В прошлом Филлипс прославился своими экстравагантными постановками, излишним натурализмом и странными идеями. Вдохновенное творчество он предпочитал тьме низких истин, возне с бумагами и делами Правления, поэтому подлому Тони, змею, вскормленному на груди, и удалось подсидеть его. Вести спецкурс во Флетчерской исправительной колонии он начал как мистер Герц, никому не известный чудаковатый старый педагог. И оказался великолепным учителем, мудрым и терпеливым, хорошо понимающим психологию и мотивации своих необычных актеров. Он заручился их дружбой, а «пацаны» помогли ему отомстить, не догадываясь, что мстят.

Интересно наблюдать процесс сплочения коллектива из разношерстной компании уголовников. На первом же занятии Филлипс предлагает своим ученикам выписать все бранные слова, которые найдутся в пьесе, и до конца курса пользоваться только ими. Он не назначает актеров на роли, но делает так, что коллектив сам выдвигает нужных людей на нужные места. Он разбирает каждого персонажа — его мотивации, логику, образ. Почему Ариэль выполняет желания волшебника Просперо, что движет уродом Калибаном, так ли невинна красотка Миранда, и что произойдет с ней после финала. Он обсуждает каждую мелочь, находит каждому человеку свое место — в костюмерной, на озвучке, в массовке. Он никого не ругает, не принижает, не повышает голос — прежний Филлипс исходил бы на крик, новый лишь улыбается. Если отвлечься от художественной составляющей, можно сказать — идеальная инструкция для молодого режиссера.

Вообще театральность, сценичность книги — её самая сильная выигрышная черта. Все по канону, все в сюжете, буквально физически ощущается смена декораций и планов. Хоть сейчас на подмостки или в кино. И неправдоподобность, нереалистичность совпадений и чудес, мотиваций и внутренней логики персонажей моментально исчезает, стоит представить, что все происходит в пьесе. Шекспировские страсти, шекспировская мистика, шекспировская драма — и даже финал по-шекспировски тонок. И призрак мертвой девочки, суфлирующий Ариэлю, вполне вписывается в сюжет.

Книга прекрасно написана, она живописна, лирична и образна, полна эмоций, неярких красок, выразительных, многозначных деталей. Мантия волшебника Просперо, сшитая из десятков шкурок... плюшевых игрушек. Ариэль в дождевике с божьими коровками. Греческие богини — диснеевские принцессы. Бурные аплодисменты в финале. И иллюзии, волшебные туманные иллюзии, милосердно скрывающие безрадостную реальность....

Если вы любите театр, Шекспира и мечтали заглянуть за кулисы — «Ведьмино отродье» ваш выбор. Читайте вдохновенно!


Фрагмент романа М.Этвуд «Ведьмино отродье» на сайте Петербургской книжной ярмарки

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх