СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Мнения » Эльдар Сафин. 5 лучших фантастических рассказов молодых авторов

Эльдар Сафин. 5 лучших фантастических рассказов молодых авторов

12:00 / 22.12.2017

Эльдар Сафин. ФотоТак случилось, что в какой-то момент отечественная фантастика перестала быть ориентиром для кого бы то ни было. После Ивана Ефремова, братьев Стругацких и ряда других советских и российских авторов, при которых фантастика, не обязательно претендуя на открытие сверхновых истин, тем не менее, явным образом выражала мнение целых поколений, пришли следующие волны фантастов.

И фантастика стала развлекательной. Конечно, были отдельные «гнезда» вроде семинара Стругацких с Андреем Столяровым, Вячеславом Рыбаковым, Андреем Лазарчуком и многими другими авторами, которые выдавали не только и не столько развлекательную литературу — но постепенно ситуация менялась, и на вершине в данный момент авторы, которые могут выдать читателю хорошее, неглупое, интересное — но при этом именно рассчитанное на коммерческий успех — чтение.

На мой взгляд, это связано со многими факторами, среди которых нет «не тот стал читатель» или «они предпочитают скачать бесплатно у пиратов». Также среди этих факторов — на мой взгляд — нет такого как «у нас теперь не пишут умную и оригинальную фантастику».

На самом деле пишут. Но с учетом развития технологий и кризиса традиционного книгоиздания произошел ряд существенных изменений, которые сложно не заметить — но вот в том, что касается анализа результатов, мнения могут быть разные.

Развитие технологий дало крен, и теперь для человека пишущего есть возможность легко выдать результаты своего труда и получить практически мгновенный отклик на них. Это — литературные конкурсы.

К сожалению, нередко литературные конкурсы оказываются братскими могилами для множества рассказов и повестей, среди которых смешиваются плохие, посредственные, хорошие и отличные.

Дело в том, что благодаря второму фактору — кризису традиционного книгоиздания — заработать на рассказах сегодня почти невозможно, и большинство рассказчиков имеют совсем другие источники дохода. Написав произведение на конкурс, они получают мгновенную отдачу, понимают, что получилось, а что нет, и пишут следующий рассказ, а прошлый — даже если он очень удачный! — оставляют, даже не пытаясь его опубликовать.

Ну и правда — зачем? Ради денег? Нет, конечно — денег не будет, гонорар в две тысячи рублей за рассказ сегодня считается очень хорошим, и проблему с тем, чтобы пристроить рассказ — не говоря уже о времени и силах, затраченных на написание — гонорар не перекрывает.

Ради славы? Стартовый тираж сборника рассказов в три тысячи экземпляров на сегодняшний день — это роскошный и не очень частый тираж. А о допечатках ходят мифы, завязанные на гениальных маркетологов, которым удалось «пробить» для сборников суммарные тиражи в 10-15 тысяч экземпляров.

И в итоге большое количество ярких, оригинальных современных авторов просто не пишут романы (от 5 до 50 тысяч рублей за роман новичка, чаще — от 10 до 25 тысяч, и то, если этот роман ВДРУГ подойдет для актуальной серии), а их рассказы остаются в сети, в некотором идеальном случае после печати тиражом в несколько тысяч экземпляров, и до массового читателя не доходят.

Таких авторов и таких рассказов много. Я напишу о нескольких рассказах, которые в разное время произвели на меня сильное впечатление. Ссылки на рассказы представлены ниже — на момент написания обзора они актуальны, во всех случаях авторы сами, добровольно выложили рассказы на те ресурсы, на которые ведут ссылки.

 

К. А. Терина. Качибейская опера

Это рассказ-мистерия, с отличным языком и образами, которые прорастают сквозь ткань рассказа. Этот автор много и интересно экспериментирует с малой формой — но лично для меня «Качибейская опера» — лучший ее рассказ, с чем скорее всего не согласятся ни она, ни многие из ее читателей. В любом случае попробуйте начать чтение: и если он «пойдет», то вы не только получите удовольствие, но и откроете для себя интереснейшего автора.

 

Олег Титов. Пятнадцатое воспоминание Тиры Двезеле

Это классический научно-фантастический рассказ, читая который я постоянно вспоминал «Мечтают ли андроиды об электроовцах» — но не как название рассказа, а как собственно фразу, вырванную из контекста. Автор этого рассказа уж точно знает, мечтают ли андроиды — и если да, то о чем именно. Жанр «Пятнадцатого воспоминания...» я бы назвал «сентиментальным НФ», а истоками рассказа вижу одновременно «золотой век» американской НФ и нашу сегодняшнюю реальность.

 

Дмитрий Богуцкий. Плацента

Небольшое предупреждение: если вам тяжело читать стилистически «грязные» вещи, власть в которых захватили запятые — не читайте. У этого рассказа есть и отредактированная версия, вышедшая в сборнике «Взломанное будущее», но у нас есть легитимная, то есть не пиратская ссылка только на первый вариант — без редактора и корректора.

Местами рассказ похож на перевод рассказа Уильяма Гибсонаили Нила Стивенсона, но если вчитаться, станет понятно — это не Гибсон и не Стивенсон, хотя пересечения с ними есть.

Дмитрий Богуцкий имеет свои неповторимые манеру и стиль, свое, уникальное восприятие мира. Этот рассказ в свое время произвел на меня очень большое впечатление, и, если Дмитрий не прекратит писать, рано или поздно может всех нас очень удивить.

 

Лора Андронова. Темными тропами

Этот рассказ — чистая классика о том, как меняются взаимоотношения двух родственников благодаря тому, что в их жизни есть Чудо. На самом деле рассказ абсолютно не об этом, и отношения не меняются, и наличие Чуда — вопрос весьма спорный... но не важно — обязательно прочтите его.

Рассказ очень чистый, очень честный и очень простой. Но за внешней простотой скрывается рекурсивная бездна смыслов.

 

Максим Тихомиров. Медведица

Этот рассказ не прост. Он о том, что может скрываться за вынужденным прогрессом, когда технологии развиваются слишком быстро. В этом рассказе есть и пикантность, и скандальность, и радость, и тоска — этот рассказ может оставить в итоге чувство брезгливости и неприятности, но может и удивить, и восхитить. В любом случае с большой вероятностью он не оставит вас равнодушными.

 

Я специально выбирал рассказы, которые есть в сети — и выложены там самими авторами. Несколько отличных рассказов остались за бортом, потому что в сети они только в пиратских библиотеках. Многие отличные рассказы не вошли потому что их гораздо больше, чем пять, десять или даже двадцать.

Эти пять рассказов — абсолютно разные, и невозможно сравнивать «Плаценту» с «Тайными тропами» или «Качибейскую оперу» с «Пятнадцатым воспоминанием...». Я предполагаю, что какие-то из рассказов вам понравятся — а какие-то — нет.

Но в любом случае — приятного чтения! Надеюсь, вы найдете что-то, интересное для себя.

Рассказ К.А.Терины «Качибейская опера» можно прочитать здесь.

Рассказ Олега Титова «Пятнадцатое воспоминание Тиры Двезеле» можно прочитать здесь.

Рассказ Дмитрия Богуцкого «Плацента» можно прочитать здесь.

Рассказ Лоры Андроновой «Темными тропами» можно прочитать здесь.

Рассказ Максима Тихомирова «Медведица» можно прочитать здесь.

 

Ранее в рубрике «Лидеры мнений»:

• Дмитрий Казаков. 5 умных фантастических романов

• Александр Павлов. 5 важных книг по киноведению

• Мария Семёнова. 4 настольные книги для авторов славянского фэнтези

• Анна Гурова. 5 книг для тех, кто прочитал «Аратту». Сказочная доисторическая Евразия

• Александр Золотько. 5 осознанных и неосознанных примеров постмодернизма

• Юлия Тарасюк. 7 лучших манга, переведенных в России

• Василий Владимирский. 5 разочарований сезона

• Сергей Красиков. 5 переводных фантастических романов для тех, кто относится к фантастике скептически

• Сергей Соболев. 7 биографий великих фантастов, которые расширят представление о НФ

• Елизавета Дворецкая. 10 главных книг о Древней Руси

• Ксения Букша. 5 книг, которые можно читать и перечитывать

• Мария Черняк. 9 главных научных исследований о массовой литературе

• Владимир Обручев. 6 новых книг о технологической революции, Всемирной Паутине и искусственном интеллекте

• Михаил Савеличев. 6 книг, раздвигающих горизонты

• Юрий Некрасов. 5 самых необычных фантастических книг

• Алексей Караваев. 5 пять культовых романов (и одна ужасная повесть) в журнале «Вокруг света»

• Мария Акимова. 17 книг о литературном мастерстве. Плохая, хорошая, вдохновляющая

• Елена Клещенко. 7 главных научно-популярных книг о химии и биологии

• Сергей Легеза. 6 новых польских фантастов

• Павел Подкосов. 6 главных книг «Альпины нон-фикшн»

• Шимун Врочек. 6 главных книг «цветной волны»

• Андрей Жвалевский. 5 лучших современных отечественных книг для подростков

• Николай Романецкий. 6 лучших романов, опубликованных в альманахе «Полдень»

• Андрей Танасейчук. 5 лучших биографий писателей

• Ольга Трофимова. 5 лучших научно-популярных книг по востоковедению

• Александр Бачило. 5 книг, сделавших нас фантазерами

• Елена Соковенина. 5 книг о подростковом бунте

• Сергей Носов. 5 книг о Петербурге

• Александр Зорич. 5 главных романов на основе компьютерных игр

• Леонид Юзефович. 5 забытых книг о Гражданской войне

• Александр Гузман. 3 книги, которые попадают между

• Роман Арбитман. 5 главных классических детективов

• Антон Чиж. 6 ретродетективов

• Антон Первушин. 5 книг о том, как устроена вселенная. Астрофизика, футурология, биология

• Шамиль Идиатуллин. 5 главных советских книг о том, как и для чего подросток должен выжить

• Валерия Пустовая. 20 главных книг о книгах. Современная российская критика

• Мария Галина. 5 книг о природе человека и не только

• Далия Трускиновская. 5 исторических романов, которые должен прочитать каждый

• Генри Лайон Олди. 5 фантастических книг, которые не стыдно читать

 
Комментарии

Вверх