СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Фанткритик-2018 » Конкурсные рецензии-2018 » 08. Дрезден? Не слыхал. А! Это такой город в Германии! или Проницающий грядущее

08. Дрезден? Не слыхал. А! Это такой город в Германии! или Проницающий грядущее

08. Дрезден? Не слыхал. А! Это такой город в Германии! или Проницающий грядущее
2550

Номинация: рецензия

Бенедикт Джэка. Алекс Верус. Участь
М.: Э, 2018

Бенедикт Джэка. Алекс Верус. УчастьАлекс Верус не был обычным человеком. Правда, обычным магом он тоже не был. Алекс принадлежал к редкой категории волшебников – прорицателям. От обычных магов Алекс отличался не только этим. Он старался держаться так далеко от дел Совета, насколько это было возможно.

Однако, когда к нему в руки попадает непонятный артефакт – магический куб, вдруг понадобившийся как Белым так и Черным магам, остаться в стороне у Алекса не оставалось никаких шансов. Тем более что Черных магов он не любил еще больше, чем снобов из Совета.

И к чему приведет эта охота за кубом, не догадывался даже Алекс, несмотря на весь свой дар предвидения.

Современное городское фентези продолжает удерживать добытые позиции, а также внимание читателей. Даже те из поклонников фантастики, кто не увлекается данным поджанром, могли слышать о некоем Гарри Дрездене, появившемся из-под пера американца Джима Батчера. Или даже видеть его благодаря сериалу с Полом Блэкторном в главной роли. В этом году на русский переведен первый роман англичанина Бенедикта Джэка, познакомившего нас с еще одним чародеем нашего времени. Причем Бенедикт даже делает реверанс в сторону старшего товарища, упоминая «некоего типа из Чикаго, назойливо рекламирующего себя в телефонном справочнике в качестве «истинного колдуна». То бишь старину Гарри. Пока не понятно живут ли оба волшебника на одной и той же Земле. Ведь многие основополагающие условия вселенной Батчера (те же Законы Магии) у Джэка не упоминаются. Возможно дело в европейских особенностях волшебного мира. А возможно это просто забавный оммаж Батчеру, и творение Бенедикта полностью оригинально. Как бы то ни было, мир у Джэка вышел любопытным независимо от связи со вселенной Батчера.

Во первых строках письма стоит отметить специализацию главного героя. Она всерьез отличается от возможностей большинства колдунов, описанных в литературе. Алекс не может метать икру и файерболлы. Не может кастовать смертельные молнии и передвигать камни. Даже простенькое заклинание света сотворить не в состоянии. У него другая спецификация. Он видит будущее. Ну, конечно, поморщитесь вы. Мало нам одного-двух богов из машины, которых авторы фентези обычно щедро рассаживают играть на роялях по кустам. Так теперь в распоряжении протагониста целый табун ручных Deus ex machina. Поглядел в будущее – что-то не устраивает, сформировал решение или сделал по-другому, поглядел еще раз, сделал, и так до получения нужного результата. На самом деле все не совсем так. Бенедикт Джэка подошел к способностям своего героя достаточно продумано. Алекс не видит будущее как данность. Он лицезреет варианты. Вероятности. Постоянные развилки человеческих действий не дают читать грядущее как открытую книгу. Лишь как зыбкий туман, извилистые вариации, линии, более или менее склонные воплотиться в жизнь. Да, это очень мощное оружие, но далеко не «вундервафля». Оружие, позволяющее отточенному магическому взгляду прорицателя знать очень многое, но далеко не все. Малейшая расслабленность, случайность или неопределенность – выгребайте проблем на свою голову. Да и эти самые варианты будущего, возникающие перед твоим взором, надо еще отсмотреть до интересующего тебя финала. И когда Алекс только успевает это сделать? Вроде замораживание или остановка времени не числится среди его талантов. Но, несмотря на некоторые вопросы по логике происходяшего, смотрятся забавы Алекса с предстоящими событиями живенько, свежо и концептуально.

Причем поскольку Алекс не способен самолично ни к боевой, ни к защитной магии, ему при возникновении угрозы приходится полагаться на артефакты (которых в этом мире не один вид, причем есть даже уникальные живые предметы), либо на быстрые ноги. Протагонист-маг, большее время действия книги успешно бегающий от драки, тоже далеко не самый распространенный зверь фантастического бестиария. Плюс ко всему Алекс получил нехилую детскую (точнее юношескую) психотравму, до сих пор оказывающую влияние на его действия. Призраки прошлого (и не только призраки) не собираются отпускать нашего героя. Это, конечно, довольно распространенный ход, но все равно смотрится приятно.

Остальной колдовской мир романа особой оригинальностью похвастаться не может, хотя парочка «изюминок» все же способна нас порадовать. И если отголоски прошлых Великих войн, вялое «холодное» противостояние Черных и Белых магов, постепенно перерастающее в горячее, не особо умные первозданные элементали, или перемещение порталами под названием «тоннелирование» вряд ли удивит искушенных читателей. То вот Арахна во плоти, или сновидческий мир «По ту сторону» вполне способны постоять за честь автора как творца.

Кроме самого Алекса нам более менее подробно покажут еще одного персонажа – Лону. Она интересна не потенциальной романтической линией с главным героем. Или своими практически нулевыми способностями к магии, а древним родовым проклятием. Отгоняющим невезение от носителя и навлекающим его на близких человека. Причем «жирное» такое невезение, вплоть до летального исхода. Вот уж свезло девице, так свезло.

Обычных людей, окружающих магическое сообщество, мы, к слову, практически не увидим. Маги действуют как бы в некоем вакууме, позволяя себе неоднократно разносить вдребезги и пополам, к примеру, лондонский Британский музей. Хотя если учитывать что перед нами лишь первая книга из восьми написанных, все еще может измениться.

Действие романа развивается неспешно, динамика местами подвисает. Изрядно места уделено внутренним переживаниям протагониста, что также не добавляет тексту скорости.

Да, по первой книге чародей из Лондона во многом проигрывает своему коллеге из Чикаго. Однако потенциал у истории чувствуется, и с продолжениями, когда они появятся на русском (вторую часть обещают в скором времени), при случае вполне можно будет ознакомиться.

Эрго. Современное городское фентези радующее специализацией и особенностями мага-протагониста, но огорчающее шаблонным подходом к остальному волшебному сообществу. Аж никак не шедевр, но что-то в «Алексе Верусе» есть.

 

Комментарии

Вверх