СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Фанткритик-2018 » Конкурсные рецензии-2018

Конкурсные рецензии-2018

В 2018 году Книжная ярмарка ДК им. Крупской проводит очередной, четырнадцатый по счету конкурс "Фанткритик", на который принимаются рецензии и литературно-критические статьи, посвященные фантастике. С правилами конкурса можно ознакомиться здесь -- >>

Ниже публикуются (под номерами, анонимно) все конкурсные работы, принятые на первый отборочный тур:

01. Утопия с сюрпризами
01. Утопия с сюрпризами
920

Номинация: рецензия

Расселл Д. Джонс. Люди по эту сторону
Екатеринбург: Ridero, 2017.

Утопия — редкий жанр в современной российской литературе. В отличие от ее сестрицы Антиутопии, популярность которой, кажется, неизменно высока, невзирая ни на какие пертурбации. Но почему же Утопии так не повезло?

Возможно, потому что читатель не хочет быть дураком и верить во «всё хорошее». Автор антиутопии ему потрафляет, рассказывая, что и на солнце есть пятна, да такие, что сам свет его может оказаться только иллюзией. Автор же утопии оказывается в положении человека в платоновской пещере, который рассказывает своим «сокамерникам», что само наличие теней на стенах предполагает существование мощного источника света за их спинами. Поверят ли ему? Это, разумеется, зависит от того, насколько убедительным он будет.

02. Ужасное зеркало
02. Ужасное зеркало
410

Попытка осмыслить конечность, смертность своей страны и своего народа — одна из констант культуры.

Но вот форма и глубина подобных размышлений очень различны.

Есть эффектные приемы краха цивилизации и даже конца света. Зритель наблюдает эпические виды разрушающихся городов и видит, как Библию Гутенберга спасают от сожжения в камине. Тут важны масштабы и динамика, а вопрос: «зачем спасать книгу, которую никогда не сможешь прочесть?» - обычно не поднимается.

Другое дело, когда крах становится инструментом анализа общества и человека, вскрытия пороков государства.

03. Счастье для всех, недорого
03. Счастье для всех, недорого
2590

Номинация: рецензия

Сергей Жарковский. Эта тварь неизвестной природы

М.: Издательство «Э», 2017

 

Эта книга похожа на Зону.

Нет-нет, возражает она с самого первого визуального контакта с читателем, прямо с логотипа на обложке, вовсе никакая не Зона, а ZONA. И упрямо стоит на своём до самого конца, до оборотной стороны обложки.

Что ж, не будем спорить. Не суть важно, как называть пушистую тварь неизвестной природы… лишь бы ловила мышей.

04. Идентификация Борна
04. Идентификация Борна
510

Номинация: рецензия

Джефф Вандермеер. Борн
М.:  Fanon, 2018

Джефф Вандермеер наверняка инопланетянин – слишком талантлив, слишком странен, слишком самобытен. Если говорить о его творчестве, то станет ясно, что он одинаково хорошо чувствует себя вне жанров вообще, ему не указ любые привычные читателю границы, он – олицетворение этой «новой странной прозы», хотя, как кажется, не очень-то и согласен с тем, что его называют её главным идеологом. Как называть этот жанр в России, пока не определились – его называют и «новым вирдом», и непереводным «new weird» и просто – «новым странным», имея в виду внежанровую литературу, не стремящуюся к чего-то привычному: она не отталкивается от каких-либо установок, привычные границы стёрты, словом – ничего святого.

05. Необъяснимое может оказаться ближе, чем кажется
05. Необъяснимое может оказаться ближе, чем кажется
350

Номинация: рецензия

Сильвен Нёвель. Спящие гиганты

М: Fanzon, 2017

«Спящие гиганты» – дебютная книга канадского писателя Сильвена Нёвеля – не  сразу стала известна. Он получил 50 отказов, пока её не напечатали. Историю оценили по достоинству, книга стала финалистом таких премий, как «Goodreads Choice Awards 2016» за лучшую научную фантастику, «Compton Crook Awards» в 2017 году, а Sony Pictures выкупил права на её экранизацию.

06. Смерть среди торосов, или Арктический хоррор для неудачливой экспедиции
06. Смерть среди торосов, или Арктический хоррор для неудачливой экспедиции
850

Номинация: рецензия

Дэн Симмонс. Террор
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017

1845 год. Отправляясь на поиски Северно-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий, капитаны Джон Франклин и Френсис Крозье могли ожидать чего угодно. Неимоверного холода, обессиливающей усталости, выматывающих зимовок во льдах, нападений  белых медведей, испорченных продуктов, болезней, а то и смертей среди экипажа.

Но не того, с чем они столкнулись на самом деле.

07. Нажми на кнопку – получишь результат
07. Нажми на кнопку – получишь результат
310

Стивен Кинг, Ричард Чизмар. Гвенди и её шкатулка
 М.: АСТ, 2018

Чисто гипотетически, каждая девочка мечтала бы о таком подарке – нажимаешь на кнопку и получаешь маленькую шоколадку, после которой совсем не хочется сладкого, нажимаешь на другую кнопку – и получаешь редкую монетку, цена которой окупит всякие девчачьи расходы, а если нажать на третью кнопку, то может исполниться твоё какое-нибудь самое заветное желание. Такой подарок неожиданно получает двенадцатилетняя Гвенди Питерсон – таинственный Ричард Феррис, человек в чёрной шляпе и с книжкой «Радуга тяготения» подмышкой, говорит ей, что именно она должна получить от него этот загадочный ящик с кнопками и хранить у себя, а взамен ей будут предоставлены самые вкусные шоколадки и редкая нумизматика. Всем известно, что не стоит принимать подарки у незнакомых мужчин (тем более, если они читают Томаса Пинчона), но мистер Феррис не оставляет никакого шанса отказаться. 

08. Дрезден? Не слыхал. А! Это такой город в Германии! или Проницающий грядущее
08. Дрезден? Не слыхал. А! Это такой город в Германии! или Проницающий грядущее
600

Номинация: рецензия

Бенедикт Джэка. Алекс Верус. Участь
М.: Э, 2018

Алекс Верус не был обычным человеком. Правда, обычным магом он тоже не был. Алекс принадлежал к редкой категории волшебников – прорицателям. От обычных магов Алекс отличался не только этим. Он старался держаться так далеко от дел Совета, насколько это было возможно.

Однако, когда к нему в руки попадает непонятный артефакт – магический куб, вдруг понадобившийся как Белым так и Черным магам, остаться в стороне у Алекса не оставалось никаких шансов. Тем более что Черных магов он не любил еще больше, чем снобов из Совета.

09. А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк, или Отвратительно притягательное путешествие
09.  А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк, или Отвратительно притягательное путешествие
1050

Номинация: рецензия

Чайна Мьевиль. Вокзал потерянных снов
М.: Э: Fanzon, 2017

Нью-Кробюзон – не самый лучший для жизни город. Город, будто воплотивший ночные кошмары всех разумных. Бездонная клоака, гигантская свалка, наполненная миазмами, болезнями, паразитами, безжалостной милицией, продажными властями и наглым криминалом. Но даже в таких условиях живут люди. И не совсем люди. И совсем не люди.

Гротескные переделанные, хепри-жуки, водяные с русалками и человекоподобные кактусы. Эти и другие расы копошатся в грязи Нью-Кробюзона, занимаясь своими, обычными делами. Жизнь не сахар? Ничего, ведь есть места в этом безумном мире, где она еще хуже.

10. Джазмин в лунном городе
10. Джазмин в лунном городе
360

Номинация: рецензия

Энди Вейер. Артемида
М.: АСТ, 2018

«Артемиду» многие называют примером «синдрома второго романа», но всё ещё удивительнее: она выглядит местами, как первая юношеская повесть.

От сюжета типа «Афера: что могло пойти не так?» до диалогов, в которых речь сорокалетнего не отличается от слов двадцатилетней.

Порой Вейер кажется одержимым мыслью, что читатель потеряет нить сложного (на самом деле, нет) повествования: он по два-три-четыре раза повторяет одно и то же, как будто перевернув страницу, читатель забывает, указан ли адрес доставки груза, почему опасен открытый огонь в куполах Артемиды или что для горения нужен кислород.

Вверх