СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Архив «ПИТЕРBOOK» » Фанткритик-2019 » 17.Назови хоть горшком, хоть ухватом

17.Назови хоть горшком, хоть ухватом

14:40 / 10.07.2017

Номинация: рецензия

Марианна Алферова. Восемьдесят четвертый 2.0// Альманах фантастики «Полдень». стр. 6-125
СПб.: ИП Сидорович, 2017

Какой там Лондон? И вообще, где здесь фантастика? Эти вопросы задаешь себе до последней страницы романа Марианны Алферовой. И неудивительно: когда речь идет о талантливом произведении, какой бы антураж не придумал бы автор, пишет он все равно о своем, о злободневном. Точнее, о том, что волнует нас всех, живущих здесь и сейчас.

В самом названии автор заявляет, что собирается говорить о мире Оруэлла. Если читать роман Оруэлла и его продолжение, но возникает ощущение, что между ними нет зазора.

На фоне откровенно мрачных и зловещих декораций альтернативной Англии разворачиваются события нашей жизни, мы видим мир, в котором живем, реалии, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день.

В романе «Восемьдесят четвертый 2.0» мир, поделенный у Оруэлла между тремя сверхдержавами, снова распался на отдельные страны, меняется название прежних министерств и организаций, и новояз обретает новые словечки и становится еще более бредовым. Но все это существует как бы на заднем плане. Телекран – помесь телевизора с камерой слежения и главный кошмар героев Оруэлла – скромненько стоит в стороне. И ту, и другую функцию с успехом заменяет компьютер. Кого этим нынче удивишь, когда даже мобильник может шпионить за своим хозяином?

Альтернативной Англией Джорджа Оруэлла управлял Большой Брат – идеальный, непогрешимый, герой, умник, красавец и так далее. В недрах Министерства Любви пропадали инакомыслящие, которых потом объявляли никогда не существовавшими. Иногда они возвращались, даже не сломанными, а перетертыми до состояния каши: наглядный урок остальным. Чтение серьезной литературы настоятельно не рекомендовалось, для повседневного общения новояз – неблагозвучные сокращения, совмещения и прочие «обрубки слов». В организациях вместо утренней зарядки проводилась пятиминутка ненависти к очередному официальному врагу, переходящая в пятиминутку безудержного обожания Большого Брата. «Маленькие герои» вовсю доносили на родителей.

В романе Марианны Алферовой режим Большого Брата пал, а сам он то ли погиб, то ли бежал. Но люди… Люди-то ведь остались прежними.

 Главный герой книги – офисный труженик, который пытается сохранить себя – хоть тайком, в тот небольшой промежуток времени, который не контролируется корпоративной политикой. В наши дни большинство событий, включая самые драматичные, происходит именно в Интернете. Там же разворачивается напряженная и жестокая борьба между теми, кто готов с радостью служить дракону и теми, кто несмотря ни на что сохранил способность думать.

Если в исходном романе у Оруэлла герой редактировал прошлое, изменяя старые печатные источники, то теперь битва за прошлое идет в электронном пространстве. Ярко, вкусно и со знанием дела описана деятельность интернетовских троллей: они по меткому выражению автора роятся, налетают, будто стая злобных насекомых. Один задает кучу идиотских вопросов, другой с ходу всех оскорбляет, третий разбрасывает по Сети комментарии типа: «а в Евразии еще хуже», «всех надо утопить в проливе». Кому не случалось такого читать? Правда, не про Евразию, но тем не менее...

Популярный писатель, повествующий, какое счастье – быть бессмертным псом при бессмертном императоре – нет, о грустном не хочется.

Крохотный дачный участок, на котором главный герой отбывает «огородную повинность», малое предприятие, которое приносит обычным людям только кучу проблем, музыканты, которых приглашают играть на «вечеринке для избранных» и обращаются как с прислугой – как все это знакомо!

Лондон… ах да, все это происходит в альтернативном Лондоне, но полицейский, вырывающий у девушки плакат и «живая цепь» ради спасения истории и правды – явления более чем узнаваемые.

Внимательные читатели, чуждые новоязу, с удовольствием найдут здесь множество отсылок к литературным произведениям той самой бессмертной классики, к которой ныне принадлежит уже сам роман Джорджа Оруэлла.

Извечное «коготок увяз – всей птичке пропасть. Одна из главных тем, над которыми зовет нас поразмышлять автор - до каких пределов возможно идти на компромисс с самим собой, заигрывать со злом и опасностью. И когда наступает момент, сделать окончательный выбор и вырваться из трясины, пожертвовав, если понадобится, не только коготком.

Конечно, сразу вспоминается Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Стругацкие, «Трудно быть богом»: там ужасная мясокрутка была изначально придумана как кулинарное приспособление, здесь же Ангел превращается в оружие массового поражения под названием Ангел Смерти. Вспоминается популярный когда-то фильм «ЧП районного масштаба», где «заблудшего собрата» перевоспитывают и возвращают на место. О многом напоминает эзопов язык, к которому прибегает главный герой, доводя свои законопослушные посты до полного абсурда, и намерено ошибаясь в исторических реалиях. Видно, рано еще этого оружию угнетенных на свалку истории…

По сравнению с миром Оруэлла, где будущее покрыто непроглядным мраком, здесь все же присутствуют слабые намеки, что когда-нибудь, пусть не скоро, все будет хорошо и по-человечески. В романе Оруэлла герой, осмелившийся бунтовать главным образом мысленно, и героиня, убежденная, что можно втихомолку нарушать некоторые правила, приведены к повиновению, преданы теми, кому они доверились, полностью уничтожены. Некое подобие человеческих чувств обнаруживает гопник: он не помешал убить кота, но похоронил его «по-человечески» и к его хозяину испытывает нечто вроде сочувствия. Ну, хоть не безнадежен…

Наивысшая точка морального подъема главного героя – самопожертвование во имя сохранения памяти и самой истории. Как тут не вспомнить знакомое из школьной программы произведение Горького: «душу воскресшую не убить, не залить кровью разума». Поклонникам Большого брата не остановить историю – в этом у читателя не возникает никаких сомнений.

Жаждущим легкого занимательного чтения лучше поискать себе что-нибудь другое. А тем, кто не боится серьезных размышлений, переживаний не против стать чуточку мудрее – велкам. Точнее, добро пожаловать. В самом деле: какой там еще Лондон?

Комментарии

Вверх