Тимур Максютов. Князь из десантуры
М.: АСТ, 2016
Однажды наступает время, когда перестаёшь читать всё подряд, ищешь что-то такое, что заинтересует и запомнится. Как найти? Посмотреть номинационные списки различных премий, например, Интерпресскона. Там можно выбрать любую форму и не сомневаться в достоинствах книги, даже если это номинация «Дебют». В 2017 году победителем стал роман с «говорящим» названием «Князь из десантуры» Тимура Максютова (М.: АСТ, 2016).
Название сразу раскрывает интригу: ясно, что главный герой – наш современник, военный – попадает в прошлое и становится князем. Стоило ли огород городить, если названием всё сказано?
Что же на самом деле поведал автор? Две истории, одна продолжение другой, и предысторию о борьбе Играющих со временем, цель которых изменить прошлое, чтобы будущее сделать идеальным, с Защитниками времени – хроналексами, не желающими допустить изменений в истории. Два главных действующих лица – жертвы этой междоусобицы: Ярилов-старший против воли становится средством открытия временного портала, Ярилов-младший проходит через портал в прошлое и становится князем, попутно пытаясь историю изменить.
Старший – боевой русский офицер, истинный патриот – мечтает о мире и о единой сильной России. Он наблюдатель и инструмент, младший – активный персонаж. В старшего веришь, принимаешь его мысли, рассуждения, сочувствуешь и сопереживаешь ему. Младший, хоть и является основным движителем сюжета, просто марионетка в руках автора.
Дмитрий Ярилов-младший завалил учёбу в институте и попал в армию, в десантные войска – сообщает автор. На деле никакие десантные навыки по сюжету персонажу ни разу не пригодились, ибо характер или есть, или его нет. Даже при первой встрече с представителями прошлого, когда Димка вступает в драку, он проигрывает. Хорошая спортивная форма ещё не показатель десантной школы. От всей армии у персонажа иногда всплывают мудрые наставления командира, причем скорее философского и жизненного плана. Так что мог Димка и не быть десантником, чтобы сыграть отведённую ему роль.
Ярилов-старший полностью отвечает заявленному автором офицерскому званию – и по навыкам, и по образу мышления, и по военному опыту, и по уровню культуры. Его дневник убедителен и с точки зрения исторических событий, и с позиций мышления персонажа, и подан весьма эмоционально.
История младшего вторична: плен, рабство, постепенно завоёвывает уважение, становится свободным, затем и вовсе правителем. Автор ярко описывает события, показывает действия героя, но не раскрывает его внутренний мир, довольствуясь лишь сообщениями об эмоциональном состоянии: изволит задуматься, влюбился, захотел спасти мир, ещё раз вдруг влюбился.
Веришь, что Димка, будучи рабом, влюбился в прелестную дочку бека, но сложно представить, что в небольшом обозе никто их отношений не заметил. Когда девушка погибает, герой убивается недолго. Ни воспоминаний, ни переживаний. Порыдал и забыл – приключения затмили. Когда появляется другая героиня, автор спохватывается, да, была безвременно ушедшая любовь. Удивляет, когда Ярилов долго не видит, что перед ним девушка, хотя читателю всё ясно, едва появляется этот «хрупкий паренёк». Димку осеняет позже, а автор вдруг заявляет: Димка-то уже так влюблён, что жениться готов. Неожиданно, поскольку ни одной эмоции персонаж не проявил.
В противовес внешним событиям младшего у Ярилова-старшего всё построено на внутренних эмоциях. Здесь и яркая вспышка любви, и неистовая страсть первых встреч, и долгий, почти безнадёжный, поиск утерянной возлюбленной, нежданная встреча, страх за жену и сына – всё это есть, этому сопереживаешь вместе с героем.
Сбивают нестыковки в деталях. Например, с языками беда: Димка без малейшего сомнения и непонимания начинает общаться на русском XIII века; Франк Анри – персонаж, русского не знающий, тоже слишком быстро начинает понимать и говорить. Понятно, жизнь заставит – научишься, но хоть какие-то мысли о языковых трудностях у персонажей должны возникнуть. Нет, словно все на одном языке говорят. Хотя автор несколько раз спохватывается, пытаясь написать диалоги с участием толмача.
А внешность героя? Быстро надоедает однообразное и частое упоминание фамильных черт Яриловых: высокий рост и рыжие вихры. Особенно у младшего. Впрочем, как иначе? За вихры же эти Солнечным витязем прозвали.
Подобных ляпов хватает, чтобы внимательный читатель морщился, через них перешагивая. Но почему же тогда роман читается безотрывно, на одном дыхании? «Виноват» великолепный стиль. Удивительные по красоте описания природы не читаешь, а смотришь, любуешься нарисованной автором картиной. Максютов прекрасно знает, о чём пишет, поэтому и степи половецкие, и бытовые зарисовки поданы с фотографической чёткостью, убедительно и достоверно. Кажется, даже ощущаешь запахи и касание ветра на щеке. Словно там присутствуешь.
Столь же убедительно показаны и боевые сцены. Выписаны с большим количеством деталей, но не затянуты, динамичны до такой степени, что читаешь их и понимаешь – запыхался вместе с героями.
Достоинство романа – тщательная проработка исторического материала: гражданской войны с участием Ярилова-старшего и развития взаимоотношений Древней Руси с монголами. Оригинально историческое подтверждение фантастического допущения: пантеон монгольских богов, по мнению персонажей, есть доказательство предыдущего воздействия на историю, которое считали неудавшимся. Таких деталей множество, что и исторически интересно, и добавляет идее книги философский подтекст, заставляя задуматься, начать анализировать события не только придуманной автором истории, но и истории реального прошлого.
После прочтения остаётся неудовлетворение, ощущение незавершённости. Конфликт Ярилова-младшего в том, что он выпал из своего времени, хотя к этому не готовился. Должен персонаж задумываться о возвращении? Должен хоть изредка что-то вспоминать из старой жизни? Димка выполнил свою миссию: попытался прошлое изменить, достиг княжеского звания, женился, но ни разу не подумал о возвращении в своё время, о том, что его обратно не тянет, никто его там не ждёт. Опять не хватило переживаний героя. Отсюда впечатление, что концовка не доделана.
Но есть последние четыре строчки, которые всему роману придают иной смысл. Первое правило «попаданца» – человек не должен скучать по своему времени. Иначе сдохнет от тоски и безысходности. Максютов потому и делает Ярилова-младшего десантником, чтобы у персонажа был не просто опыт, а опыт бойца. Ведь персонажу надо приспосабливаться – как в армии или в тюрьме. Некогда вспоминать о прошлом, некогда мечтать о возвращении. Потому Димка сирота, без друзей, чтобы ничто не тянуло в свое время. Автор сделал все, чтобы герой остался жить там, куда попал. Еще автор дал Димке детскую мечту и возможность ее воплотить: Ярилов-младший попытался изменить ход истории Руси.
Главный вывод романа: никакие «попаданцы» историю не поменяют. Она уже произошла, случилась так, а не иначе. Та Русь, что служит основным местом действия в романе, уже обречена на развал из-за феодальной раздробленности, из-за того, что князья думали только о себе. Не в состоянии один, даже очень хороший, человек поменять мировоззрение, менталитет всех правителей. Поэтому единственное, что может сделать Димка Ярилов, жить здесь и сейчас и просто остаться хорошим человеком.
Вот такой непростой попаданческий, но на самом деле антипопаданческий, роман предложило нам в 2016 году издательство АСТ. И этим предложением стоит воспользоваться.