СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Фанткритик-2017

Фанткритик-2017

В 2017 году Книжная ярмарка ДК им. Крупской проводит очередной, тринадцатый по счету конкурс "Фанткритик", на который принимаются рецензии и литературно-критические статьи, посвященные фантастике. Справилами конкурса можно ознакомиться здесь -- >>

Ниже публикуются (под номерами, анонимно) конкурсные работы, принятые на первый отборочный тур.


 

19:32 / 18.06.2017
09. Сказка - ложь


750

Номинация: рецензия

Фрэнсис Хардинг. Дерево лжи. М.: Clever, 2016

Действительно ли ложь сладка, бывает ли она во благо и кому позволено врать - вот о чём хочет поговорить Фрэнсис Хардинг в своей “детской” книге “Дерево лжи”.

Роман начинается в лодке, в которой 14-летняя Фейт и её семья плывут на забытый цивилизацией остров. Как узнаёт Фейт, эта поездка - добровольная ссылка, ведь отца чудовищно оклеветали дома и ему надо скрыться с глаз общества. Преподобный Сандерли - известный археолог, однако его открытия назвали фальшивками и сам он попал в опалу. На острове Фейт предстоит узнать самые страшные тайны отца, а когда он таинственно погибнет - встать на защиту его чести.

19:55 / 18.06.2017
08. Красная утопия — проблемы начала следующего витка


1750

Номинация: литературно-критическая статья

Специфика утопии, как жанра, состоит в гармоничном сочетании проекта и мечты: если перегнуть палку с детализацией, то получится нудный и сухой текст, а если же мечта будет единственным ответом на все сомнения и вопросы – то книга станет навязчивыми фантазиями автора. Это если «пересаливать». Но ведь может случиться и недостача: авторы начнут мечтать без вдохновения …

20:42 / 09.06.2017
07. Без названия


1630

Номинация: рецензия. Марина Дробкова. Техноведьма. Имперский марш. М.: РОСМЭН, 2016

Не первый раз мне доводится обсуждать книги, не имеющие финала. С тех пор, как части цикла стали публиковаться отдельными книгами, читатель вынужден привыкать к совершенно иным требованиям композиции.  Научившись учитывать правила игры, сместив  фокус – разговаривать можно.  Но вкус неоконченности, потенциальности – все равно остается.  Оставим его как рамку, заглянем внутрь.

20:31 / 09.06.2017
06. Скромное обаяние исламизма


1060

Номинация: рецензия. Мишель Уэльбек. Покорность. М.: Corpus, 2016

«Исламофоб ли я? Вероятно да» — признался в одном из интервью Мишель Уэльбек. Казалось бы яснее некуда. Разве можно после подобного каминг-аута ожидать от автора чего-то разумного, доброго, вечного в адрес Ислама? Тем более после того как писатель в 2002 году публично назвал эту конфессию «одной из наиглупейших». Но, не будем спешить с выводами. Мишель Уэльбек далее поясняет, что у слова фобия помимо определения ненависти к чему-либо есть и второе значение. Страх.

20:32 / 09.06.2017
05. Цветы для Лемэди


1410

Номинация: литературно-критическая статья

Многие писатели пытались иллюстрировать собственные произведения. Толкин и Кэрролл, Чапек и Сент-Экзюпери, Мьевиль и Баркер с разной степенью увлеченности и успешности рисовали своих героев. Довольно часто (хотя и не всегда) такие попытки сводились к зарисовкам на скорую руку, представляющим ценность лишь в силу авторского исполнения. Художники реже пробовали себя в беллетристике, но порой это приводило к замечательным результатам. Именно так пришел в литературу Кит Робертс. 

20:48 / 09.06.2017
04. Эпизод автора. Портрет на фоне вселенной


920

Номинация: рецензия. Роберт Ибатуллин. Роза и Червь. М.: Селадо, 2016

Обнаженная женщина стоит, опершись рукой о череп. В правой руке у нее роза, в левой – песочные часы, над головой изображен змей, кусающий собственный хвост. Краска испещрена сеточкой кракелюр. Полотно явно принадлежит кисти кого-то из старых мастеров. Седовласые генералы всегда любили старых мастеров. «И молодых связисток», – прибавлял герой Окуджавы. Однако глава Космофлота, чей кабинет неспроста украшает эта картина, напротив, даже слишком хороший семьянин. Его супруга контролирует мощнейшее оружие XXV века, а дочери поручена миссия, от которой зависят судьбы всего человечества.

20:16 / 09.06.2017
03. Мене, текел, фарес


1070

Номинация: рецензия. Ричард Адамс. Шардик. М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2016

Если современный автор напишет книгу о человеке, мечтающем о мире, в котором не будет брошенных детей, о правителе, которого власть так и не сумела поработить, о жреце-визионере, готовым отдать жизнь во имя своей веры, современный же читатель по-воландовски недоуменно вскинет бровь: «О чем, о чем? О ком? Вот теперь?» – назовет его романтиком, неисправимым идеалистом и задвинет том в дальний угол. В XXI веке написать такую книгу почти невозможно.

15:38 / 14.05.2017
02. Без названия


2110

Номинация: рецензия. Наиль Измайлов. Это просто игра (СПб: Азбука, 2016 г.)

Книги, написанные взрослыми для детей и подростков, бывают трех типов. Одни из них написаны для каких-нибудь вообще абстрактных детей. Опустим завесу жалости над этими книгами, далее они в нашем повествовании упоминаться не будут. Вторые написаны любящим взрослым для какого-то конкретного ребенка.  Третьи написаны для того ребенка, которым был сам автор (один ребенок, ночью проснувшись в слезах, уточнял у мамы — правда ли, что Чуковскому в детстве никто не читал ни «Мухи цокотухи», ни «Краденого солнышка»? за что ж его  — так?..)

Добропорядочно подростковая «Это просто игра» — книга,  которой никак не решить, то ли ей к умным, то ли к красивым. ..

18:17 / 21.04.2017
01. Люди на разной скорости


2920

Номинация: литературно-критическая статья

Социальная фантастика – жанр, в некотором роде, маргинальный.  Люди, которых системные процессы человеческих взаимодействий не сильно интересуют,  читать это не могут в принципе или воспринимают как крайне неуклюжую попытку какой-нибудь приключенческой формы. Люди, которых интересуют системные процессы коммуникации, не читают фантастику вовсе – им хватает социологического нон-фикшна, острота и динамика которого сегодня огромны. Тиражи гендерных, советологических, этологических и всяких других штудий  даже на русском языке таковы, что вся фантастика, включая шликфэнтези и пиф-паф проекты, может зимовать в тенечке. Да-да, именно на этом направлении науки фантастика тупо не поспевает за реальным знанием – то, о чем когда-то мы все мечтали.

17:11 / 17.04.2017
Книжная ярмарка ДК им. Крупской открывает прием работ на конкурс «Фанткритик»


8170

17 апреля Книжная ярмарка ДК им. Крупской начинает прием работ на очередной, тринадцатый по счету конкурс «Фанткритик», который по-прежнему остается единственным в России конкурсом рецензий и критических статей на книги в жанре фантастики.

Вверх