Меню Закрыть

26 марта в ДК состоялся вернисаж художественной выставки Елены Бочаровой «Уязвимость».
На открытии выступила искусствовед и художник Елена Чурилова. Особую атмосферу на вечере создали поэтические чтения.

«Главная тема художника – свобода и обстоятельства, её ограничивающие. Уязвимость личности между желанием свободы и ограничениями системы. Что есть свобода? Над этим вопросом тысячелетия бьются философы. Художник, визуальными образами проявляя ограничения, социальные структуры и личные обстоятельства героя, воспользовавшись ими как инструментом, к решению вопроса подходит гораздо ближе, чем со стороны общефилософских рассуждений.

Эта проблематика видна уже в самых ранних работах Елены Бочаровой, созданных двадцать лет назад – это циклы «Солдаты», «Школа» и «Дети». Тема работ этих циклов – личность как микрокосмос, который противопоставляется макрокосмосу с его социальными системами, жизненными обстоятельствами и прочим. Законы этого макрокосмоса, заботясь об общем благе, могут при этом ранить конкретную личность. Это хорошо или плохо? Ответ вариативен.

В каждой картине есть частные сюжетные обстоятельства и подобранная для их передачи техника. Она особенно важна – ведь это язык художника; любой образ формируется конкретными материальными средствами. Ремесленность, мастеровитость, умение эти средства применять – теперь почти не упоминаемая в искусствоведческих текстах характеристика художника, хотя полтысячелетия назад, во времена Возрождения и раньше, это было основным в профессии.
Пластический анализ формы позволяет заострить персонажей, сюжет. Параллельно та же форма структурирует живописную плоскость. Ритмы, перспективные соотношения, пропорции уложены в общую структурную сетку, которая жестко цементирует картинную плоскость. Кстати, слово «цементировать» в случае Елены Бочаровой – не просто фигура речи. Одно из выразительных средств художника – фактура, и тут экспоненту мало равных. На представленных картинах можно обнаружить и краску, нанесенную тонко; или объемными сгустками; или выступающую из плоскости остро, с каким-то «каменным» ощущением (да, примесью цемента). Или, воспользовавшись опытом авангарда, художник добавляет на плоскость клочки бумаги, сетки, ткань. Стоит также отметить, что разнообразием наносимых материалов дело не ограничивается. Помимо холста, или картона, художник смело использует для основы работ неожиданный материал: геотекстиль, ту штуку, что укладывают в основу дорог, и взлетных полос, для дренажа, а также в медицине, сельском хозяйстве. Зачем? Причин минимум две. Во-первых, это собственно фактурные возможности материала. Во-вторых, символизм: стойкость, буквально вечность материала, а с тем и всей работы. И, почему бы не воспринять вечность, как антоним уязвимости?»

Василий Бочаров
историк, искусствовед

2 апреля в 19:00 состоялась арт-медиация — авторская экскурсия Елены Бочаровой по выставке «Уязвимость».

Группа выставки ВК.
Куратор — Катерина Рудакова.
Экспозиция доступна по 6 апреля.
Вход свободный.

Следите за анонсами мероприятий в нашей группе ВК и на сайте.
Ждем вас по адресу: пр. Обуховской Обороны 105, ДК им. Крупской, концертно-выставочная площадка, 2-й этаж.
Справочный телефон: 8(812) 412-34-78.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *