СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Записки из страны Нигде » Неинтересный "интересный" роман

Неинтересный "интересный" роман

03:00 / 04.09.2016
Елена Хаецкая

Почему же так неинтересны "интересные" книги?

Вроде бы, автор все написал правильно. Строго учебнику. Создал персонажей, с которыми читатель может ассоциировать себя. И не просто себя, а как бы себя-идеального. Та же чувствительная, тонкая натура, что и у меня, плюс еще фигура как у модели, талант и чувство юмора. То же обостренное чувство справедливости (задавленное гнетом офисной работы и задушенное старым свитером), плюс красивая мускулатура, брутальность, сексуальная привлекательность и даже, простите, смелость.

Идеальная-я и идеальный-я. Ну и второстепенные персонажи тоже все по линеечке: подруга оттеняет героиню, спутник героя оттеняет героя, злодей позволяет персонажам развернуть и развить свои лучшие качества и показать себя в наиболее выгодном свете.

Даже юмор есть, и стиль гладенький, а местами робко поблескивает авторская индивидуальность.

Для примера можно взять романы Катрин Панколь которые пользуются популярностью, захватывающие и экранизированные.

Я прочитала полторы книги - и на середине второго романа цикла спеклась.

Почему? Обидно как-то стало.

Почему?!

Не интересно, кто убил убитых? Не интересно, что стало с мужем (действительно ли его съели крокодилы)? И так далее...

Вроде бы, должно быть интересно. Ну кто бросает увлекательный роман с элементами детектива, не дойдя не то что до развязки, но и завязку как следует не изучив?

А оказалось, кстати, что этот цикл многих разочаровал. Хотя автор честно не снижает темп и текст у нее упругий, бойкий такой.

Это феномен, который я называю "неинтересный интересный роман".

В чем же причина? Для начала, герои с какого-то момента начинают казаться выдуманными из головы. Ну, помните этот замечательный вопрос, который хотя бы раз в жизни слышал любой писатель: "Вы из головы пишете или из жизни?" Вот тут все - из головы.

Хотя, повторю, автор добросовестный и иллюзию, что "из жизни", создает очень старательно. Но чем дальше, тем заметнее белые нитки, которыми сшиты образы.

Дальше все еще хуже. Дело в том, что мало придумать героев. Хотя - и я буду на этом настаивать - персонаж, герой в литературном произведении первичен. Без хорошо сделанного героя ничего не получится. Вызови из небытия персонажа, дай ему свободу действия - и он у тебя аж замуж выйдет против твоей авторской воли, как Татьяна Ларина.

 

И вот, когда герои придуманы, им нужно дать возможность действовать. В этом месте и таится серьезная засада.

Чтобы вода потекла, необходим наклон поверхности. И чтобы шарик покатился. И чтобы Обломов упал с дивана. Нарушать законы физики безнаказанно еще никому не удавалось. Иными словами, чтобы эта ленивая скотина, ваш хорошо продуманный персонаж, оторвался от мягкой софы и начал действовать, ему необходима причина. Побудительный, так сказать, пинок. Капитан Блад спокойно поливал цветочки у себя в квартире, а потом к нему вломились мятежники - и заверте... Отправился бы он пиратствовать в южные моря, если бы его не продали в рабство? Да вот как-то сомнительно. Жан Вальжан встал на путь преступлений, потому что был голоден, украл булку и попался.

Каждому нужен мотив, толчок, некое обстоятельство, которое вынуждает героя действовать.

Наклон плоскости, чтобы вода потекла, может быть совсем незначительным. В детской повести "Чинуша на груше" поводом, позволившим раскрыться всем персонажам истории, стала старая груша, которую собираются срубить. Незначительный повод? Да. Но как замечательно он позволил проявить себя всем героям книжки!

Наш же автор (берем теперь не Панколь, а абстрактного автора, чтоб никому не обидно) начитался пособий "Как создать гениальный роман". Из этих пособий он уяснил, что конфликт между героем и средой должен быть бескомпромиссным, таким, чтоб ни шагу назад. Иначе героя с дивана не стряхнешь. Поэтому вместо незначительного наклона плоскости автор сразу отправляет героя куда-нибудь в Ниагарский водопад. Хыдыщ! И резко нашествие марсиан. Заметим, у Уэллса персонажи забегали, как таракашки, попрятались и пытались себя спасти, пока марсиане сами не вымерли от насморка. У нашего же хорошо подкованного автора - не так. У него герой мирно ходит в офис и боится тещу, а внезапно он уже с лопатой наперевес крошит марсиан.

Это, братцы, вранье. Нет, я верю, что простой обыватель в состоянии оказаться героем. Он просто не знал, что он герой. Но наступил армагеддон - и все раскрылось.

Но. Но. Но.

Чтобы простой человек, обычный парень, "как ты, как я", неожиданно оказался героем, и читатель бы в это поверил, необходимо несколько факторов. Во-первых, простой обыватель превращается в героя, если он живет в героической среде. Если среда обитания поддерживает, подпитывает героизм. Например, наш персонаж - комсомолец тридцатых годов. Вот он работает на заводе, а вот он взял винтовку и ушел на фронт. Или наш герой - обычный мальчик из деревни викингов. Вот он помогает бабушке доить козу, а вот он взял меч и отправился в набег.

Современный офисный мир - не героическая среда. «Самое главное – остаться в живых». «Жизнь – важнее всего».

Однако и в этом мире встречаются образцы героизма. Но автору, который взялся их описывать, придется постараться и очень хорошо обосновать – почему его герой поступил таким образом. Как вышло, что простой офисный служащий стал Почтальоном и сумел объединить постапокалиптическую Америку?  Но для нашего автора это трудно. Тут ведь придется душу героя исследовать, изучать достаточно тонкие моменты, понять, какие обстоятельства воспитали будущего героя. Не обязательно все их показывать. Но понимать, держать в голове, вовремя рассыпать по тексту намеки – необходимо.

Однако исследовать душу и показать внутренний мир человека подробно, а главное - интересно, - этому учебник "Как написать гениальный роман" не учит. Там чисто технические приемы. «У героя не должно быть возможности отступить».

Поэтому автор сразу - уууух! - неподготовленного персонажа бросают черти куда. Где персонаж обязан действовать героически или, по крайней мере, адекватно.

А он – такой, каким он создан автором, - просто физически не может и душевно не подготовлен. И автор вынужденно пускается в фальшь. Отсюда все эти "сделай что-нибудь", "я горжусь тобой", "у нас получится", "все будет хорошо", "мы его теряем"... Все эти расхожие реплики из фильмов-катастроф. Почему? А сказать-то нечего, вот почему...

Интересные романы неинтересны потому, что персонажи в них не соответствуют обстоятельствам.

Реальный человек всегда соответствует своим обстоятельствам. Если я здесь и сейчас, значит, я в состоянии вынести это "здесь и сейчас".

Персонаж не живой человек, персонажа автор волен поместить куда угодно. И зачастую бедный персонаж абсолютно не в состоянии вынести навязанное ему "здесь и сейчас". Это просто ему не по силам, он элементарно не справляется с предложенными обстоятельствами - отсюда фальшь, а где фальшь - там и скука.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх