СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Живые классики

Живые классики

00:39 / 20.02.2016
Кристина Кудрякова

Павел Фокин. Внеклассные классики. Портретная галерея русских писателей XVIII — XX века от Ломоносова до Бродского
М.: Государственный Литературный музей; Летний сад, 2015

Берёшь в руки новую книгу московского литературоведа Павла Фокина «Внеклассные классики» и сходу изумляешься обложке: что такое? Почему над школьной доской пустые рамы от портретов Пушкина и Грибоедова, а сами классики, вполне себе живые, с любопытством заглядывают в классное окно? Мол, здравствуй, племя младое, незнакомое!

Всё очень просто. Адресована эта не слишком объёмная (360 страниц, не толще школьного учебника), но необыкновенно содержательная и увлекательная книга прежде всего юным читателям, тем, кто еще только начинает прикасаться к неисчерпаемой сокровищнице великой русской литературы. И призвана она пробудить интерес прежде всего к личностям нашего национального литературного пантеона. Да, и их произведения, и их биографии — в основном с творческим уклоном, что в каком году написано, и какое событие оказалось поводом к написанию какого шедевра — «изучаются» в школе. А вот какими они были в жизни, чем увлекались, что и кого любили, а что и кого совсем не любили, как одевались, как вели себя в обществе, так ли уж было приятно иметь с ними дело, говорливыми они были или, напротив, замкнутыми, сыпали шутками или наблюдали из угла, пряча язвительную усмешку, за кем ухаживали и кого сторонились, какую кухню предпочитали, как охотились, как играли в карты, какими бытовыми добродетелями и пороками обладали и т.д. и т.п.— об этом на школьных уроках говорить не принято. Да и времени на подобные вещи не отведено. Успеть бы о программных обязательных произведениях «дать материал». И к ЕГЭ подготовить.

На самом деле, ведь именно этими подробностями так называемой личной жизни заполнены сейчас все глянцевые журналы, только герои их пребывают совсем в другой весовой категории и по части весомости личности (не властители дум, а футболисты), и по части весомости «творчества» (не авторы мировых шедевров, а модные колумнисты), ежели таковое вообще наличествует. Во все времена людям интересна жизнь людей известных, знаменитых, но только если раньше светская хроника предполагала персонажей высшего света, или, по крайней мере, дворянского происхождения, то теперь она же вполне довольствуется миром шоу-бизнеса. Таков прогресс, ничего не попишешь.

«Внеклассных классиков» под одной обложкой оказалось ровно шестьдесят три. Кто-то входит в школьную программу, кто-то нет, кто-то, к сожалению, остался и за бортом. У всякого читающего без сомнения есть свои любимцы, так что и разочарования неизбежны. Но поглядите! На каком сокровище Али-Бабы сидим! И «внеклассные» они не потому, что их в школе не изучают, а потому, что их не изучают такими, как в этой книге, «без глянца»! Кстати, тем, кто заинтересовался и увлекся маленькой главкой, посвященной своему герою (в книге на каждого всего-то по 3-4 листика), можно предложить довольно развёрнутую серию петербургского издательства «Амфора», которая так и называется «Без глянца». Вот там каждому писателю посвящен отдельный том. А совсем недавно, и месяца еще не прошло, «Амфора» затеяла переиздание этой серии. Том «Михаил Булгаков глазами современников» уже вышел, весьма рекомендую. Впрочем, как и все последующие. Более того, полагаю, что каждый, уважающий русскую культуру, должен все эти тома прочесть. А еще лучше — иметь у себя на полке. Совершенно неудивительно, что автором проекта «Без глянца» был и остаётся автор «Внеклассных классиков» — Павел Фокин. Надо сказать, Фокин в определённом смысле прямой наследник известнейшего Викентия Вересаева, открывшего в 1920-е годы своим знаменитым трудом «Пушкин в жизни» «жанр хроники характеристик и мнений», чем необыкновенно порадовал читателей. А в 1930-е годы вслед за «Пушкиным» из-под пера Вересаева последовали и «Гоголь в жизни» и «Спутники Пушкина», давно ставшими классикой. Для тех, кто еще не удосужился прочесть эти классические труды, напоминаю: книги, вышедшие в этом жанре, представляют собой монтаж различных документов, мемуаров, воспоминаний, дневников и писем современников наших героев. Именно таковы книги серии «Без глянца», именно такова и книга «Внеклассные классики».

Обо всех писателях, вошедших в новый труд Фокина, написаны горы литературы. Основные работы приведены после каждой главки. Бери и читай, если интересно! И как было бы прекрасно, если бы юный читатель, раскрывший эту книгу и прочитав об одном, другом, третьем писателе, воскликнул: «Хорошо, но мало!» — и пошёл бы дальше, по спискам рекомендованной литературы. А вот каким вступлением предваряет Фокин своё литературное «общежитие»: «До того, как стать бронзовыми памятниками, городами, улицами, площадями и проспектами, театрами и библиотеками, премиями и стипендиями, традициями и брендами, классики русской литературы были людьми — из плоти и крови, с душой и чувствами, с индивидуальными характерами, привычками и причудами, страстные, весёлые, задумчивые, увлеченные и разочарованные, спортивные и болезненные, раздражённые, кающиеся, торжествующие — живые. Такими их знали и запомнили современники, такими запечатлелись они на страницах дневников и писем. Такими они были, когда создавали свои шедевры».

Такими мы их видим на страницах «Внеклассных классиков». Для нас, любящих книгу, они всегда живые собеседники, советчики, друзья. На всю нашу жизнь.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх