СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Веселее щелкайте челюстями!

Веселее щелкайте челюстями!

11:03 / 26.10.2015
Василий Владимирский

Джон Лэйман. Жуй. Книга 1. РецензияДжон Лэйман. Жуй. Книга 1.
СПб.: XL Media, 2015.

У читателя, далекого от мира комикс-индустрии, может сложиться впечатление, что все достойные упоминания комиксы и графические романы в нашей стране издает петербургская «Азбука» — ну и еще чуть-чуть петербургская «Амфора». Это, однако, не вполне соответствует действительности. Фишка в том, что «Азбуке» хватает ресурсов и сил, чтобы работать с максимально широкой читательской аудиторией, в то время как другие издательства сосредоточились почти исключительно на «тех, кто в теме». О выходе очередной важной книги на русском можно узнать на специализированных сайтах или на площадках самих издательств, но если вы не имеете привычки к регулярному вебсерфингу, то о существовании таких комиксов, скорее всего, никогда не услышите. Может, это и правильно. Хозяин, конечно, барин: издателю виднее, как продвигать свой продукт и продвигать ли вообще. Но за некоторые книги обидно.

Скажем, графический роман сценариста Джона Лэймана и художника Роба Гиллори «Жуй» от издательства «XL Медиа» — нерядовой образчик жанра. Такая, знаете, футуристическая «черная комедия», бондиана, переснятая молодыми и дерзкими Родригесом и Тарантино. Картели, синдикаты, секретные правительственные агенты, горы трупов, шпионские игры по всему миру, от полярной исследовательской станции до тропического архипелага, шпионки с пятым размером бюста, опереточный русский мегазлодей-вампир... В центре сюжета — производство, контрабанда и нелегальное распространение запрещенных веществ, со всеми вытекающими последствиями. Представьте: по узким грязным улочкам и заплеванным переулкам бредет небрежно одетый, помятый человек. Он нервно оглядывается, его лицо скрыто тенями. Вот к нему приближается тощий панк в безразмерном кожаном плаще — деньги и плотно упакованный пакет переходят из рук в руки почти незаметно. Пальцы покупателя дрожат от нервного напряжения, в глазах читается безумное торжество: он знает, что под толстой упаковкой, бережно разложенные по ячейкам, ждут своего часа они... Куриные яйца!

В мире будущего, который описывает ехидный Лэйман, куриный грипп унес миллионы жизней — в результате именно курятина стала главным объектом купли-продажи на «черном рынке», а  Федеральная Служба Контроля Продуктов внезапно превратилось в самую могущественную спецслужбу мира. Именно куриной теме посвящена добрая половина гэгов этого графического романа. Вторая половина, недобрая, построена вокруг фигуры главного героя, спецагента Тони Чжуя. Этот бледный ушастый заморыш обладает редкой, почти уникальной способностью: он способен увидеть прошлое любого блюда, которое съел. Собственно, поэтому Тони почти ничего и не ест: не очень-то приятно ощущать вкус навоза, которым удобряли яблоню, или переживать последние мгновения быка, умирающего на скотобойне. Единственный продукт, который не вызывает такого эффекта — консервированная свекла, сидеть на такой диете тоже удовольствие ниже среднего, но куда деваться?.. Зато это умение высоко ценится спецслужбами — правда, на зуб приходится пробовать такое, от чего на изнанку может вывернуть не только героя, но и чересчур впечатлительного читателя. Графический роман «Жуй» позиционируют как «первый комикс о еде». Но по-моему это скорее «первый комикс для отказа от еды» — если в ваш повседневный рацион, конечно, не входят подгнившие фрагменты человеческих трупов. Вот такое неприкрытое глумление над всеми жанровыми клише разом в сочетании с хорошо продуманной интригой (в которой наравне с международными куротоговыми синдикатами, агентами спецслужб и мегозлодеями фигурируют, не поверите, инопланетяне) дает мощную прививку от пафоса, характерного для многих классических комиксов, особенно для супергеройской их разновидности.

Остается добавить, что оригинальное издание «Жуй» (Chew) выходило в «Image Comics», независимом издательстве, созданном в пику гигантам индустрии. В отличии от «DC Comics» или «Marvel», права на героев здесь остаются за авторами, а не отчуждаются в пользу корпорации. Честно говоря, мне сложно представить, кто мог бы претендовать на такого... э-э-э... своеобразного героя, как Тони Чжуй: чтобы удержаться на грани откровенного треша и не превратить историю в нечто абсолютно несъедобное, надо обладать своеобразным чувством юмора Джона Лэймана. Хотя сам по себе идея кроссовера «Чжуй съедает Бэтмена» или «Тони жует Людей Икс» мне определенно нравится — что-то в этом есть.

 

 

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх