СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Перемен требуют наши сердца!..

Перемен требуют наши сердца!..

00:42 / 07.12.2016
Василий Владимирский

Фрэнк Миллер. Бэтмен. Возвращение Темного рыцаря. РецензияФрэнк Миллер. Бэтмен: Возвращение Темного Рыцаря
СПб: Азбука-Аттикус. СПб.: Азбука, 2016

Ошибкой было бы думать, что супергерои из комиксов не умирают. Напротив, смерть и (как правило) последующее возрождение — почти обязательная часть круговорота обыденной супергеройской жизни. Зато неустрашимым борцам с преступностью недоступна иная человеческая роскошь: у них нет права стареть, дряхлеть, понемногу впадать в уютную деменцию... Вернее, была недоступна — до тех пор, пока канон супергеройского комикса не взорвал Фрэнк Миллер, автор графического романа «Возвращение Темного Рыцаря», революционного во многих смыслах.

Представьте себе Готтэм без Бэтмена. Стареющий плейбой Брюс Уэйн по-прежнему остается миллионером и меценатом, но супергерой в костюме летучей мыши вот уже десять лет как ушел на покой. Враги одряхлели, неисправимые преступники рассажены по тюрьмам и психушкам — миссия завершена, «бог из машины» больше не нужен. Конец истории, почти по Фукуяме. Но, разумеется, так только кажется. Да, великие злодеи прошлого сдали позиции — но на смену им уже спешит новая поросль, молодая и зубастая. Сутенеры, убийцы и наркодиллеры, для которых имя Бэтмена — детская страшилка, не таясь обделывают свои делишки под самым носом у копов. Хуже того: чувствуя безнаказанность, неприкаянная молодежь сбивается в стаи и банды, чьей отмороженности позавидовал бы сам Джокер. Ну и самое печальное — обывателю, убаюканному телевидением, погруженному в мелкие дрязги, на все на это глубочайшим образом наплевать: уже десять лет никто не тормошит его, не напоминает, что творится в темных закоулках города, не взывает к совести и гражданскому чувству. Готтэм погружается во мрак, но никто не обращает на это внимания. Люди, загнанные в угол, ищут справедливости и готовы за нее бороться, но не очень представляют — как. Без Бэтмена, сказал бы унылый моралист, они утратили нравственные ориентиры, потеряли опору. В итоге дедушке Уэйну приходится снова, кряхтя, влезать в супергеройское трико и расчехлять бэтмобиль...

«Возвращение Темного Рыцаря» вышло в свет в переломную эпоху, в 1985-1986 годах. Как пел в те же годы Виктор Цой, «перемен, мы ждем перемен». «Мир вокруг нас изменился, — писал в предисловии Алан Мур, автор “Хранителей” и “V значит Vендетта”, — и непрерывно меняется со все нарастающей скоростью. Как и мы сами. По мере того, как СМИ охватывают всю большую аудиторию, а информационные технологии развиваются, мы все шире видим мир, все яснее понимаем его устройство, и в итоге уточняется наше восприятие нас самих и окружающего нас общества. В связи с этим мы начинаем выдвигать новые запросы к искусству и культуре, чтобы те отображали постоянно изменяющийся ландшафт, в котором мы себя обнаруживаем. Мы требуем новых тем, новых озарений, новых драматических ситуаций.

Мы требуем новых героев».

Фрэнк Миллер и Алан Мур первыми оказались на баррикадах этой невидимой войны, среди новаторов и нонконформистов, явившихся чтобы раз и навсегда изменить комикс-индустрию. Их многое роднит: Миллер и Мур сходятся на том, что мир катится в пропасть, общество прогнило насквозь и дальше так продолжаться не может. Обоих хлебом не корми, дай только поиграть на контрастах: вот элита, бесящаяся с жиру, а рядом, буквально в соседнем кадре — обитатели городского дна, наркоманы, проститутки и бездомные в живописных лохмотьях, умирают от голода и холода, побоев и передоза. Оба презирают и люто ненавидят пресловутого «среднего человека»: главный враг всех на свете супергероев в их комиксах не какой-нибудь Пингвин или Двуликий, а среднестатистический обыватель, самовлюбленный представитель миддл-класса, недалекого и инертного большинства. В то же время Мур и Миллер с большим скепсисом относятся к любой власти, от президента Соединенных Штатов до последнего заштатного копа: повсюду царит вопиющая некомпетентность, коррупция, распущенность, ложь и лицемерие. И так далее, вплоть до прямых сюжетных совпадений: например, и в «Хранителях», и в «Возвращении...» супергерои объявлены вне закона (исключение сделано только для  участников спецопераций ЦРУ против «красной угрозы» в странах Латинской Америки), а применение ОМП — единственное средство расшевелить людей, хоть как-то одолеть тотальную апатию и разобщенность.

При этом Фрэнк Миллер — полный антипод Алана Мура, как в классическом pulp-сюжете о злом близнеце. Только в нашей сказке оба близнеца, мягко выражаясь, далеки от идеалов гуманизма. Алан Мур считает, что только анархия, полный крах всех социальных институтов и перезагрузка системы может привести человечество к чему-то путному: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...». Стихийный ницшеанец Фрэнк Миллер, напротив, боготворит силу, хорошо организованную и четко направленную. Поскольку люди по определению не равны, им необходим вождь, лидер, тот, кто объединит, вдохновит и поведет за собой — пусть ради этого придется пожертвовать принципами демократии и «общечеловеческими ценностями».

Граница проходит не только на уровне идеологии, речь идет скорее о мировоззренческих расхождениях. Супергерои из «Хранителей» и «Вендетты...» Мура безумны, и эта одержимость делает их чем-то большим, чем обычные люди. В «Возвращении Темного Рыцаря» Бэтмен — единственный, кто нормален, зато мир вокруг него сошел с ума: на протяжении всего графического романа Брюс Уэйн сознательно убивает только одного человека — да и то неохотно, с тяжелым сердцем. В отместку власти Готтэма устраивают на него загонную охоту, а правительство США (в лице Рональда Рейгана) посылает другого супергероя утихомирить развоевавшегося вояку. Торжества справедливости, пафосных речей и чествования героя не будет — только вечный бой и неглубокая могила в конце пути. Для англо-американской комикс-индустрии середины восьмидесятых — весьма неортодоксально. Да и во втором десятилетии двадцать первого века, по совести говоря, эта книга читается на ура.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх