СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Основания для оптимизма

Основания для оптимизма

03:00 / 11.09.2016
Василий Владимирский

Сергей Чупринин. Вот жизнь моя. Рецензия

Сергей Чупринин. Вот жизнь моя. Фейсбучный роман
М.: Рипол Классик, 2016.

Лет десять назад издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу Валентина Антипина «Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы». Чтение, что и говорить, познавательное — особенно для тех, кто и сам имеет отношение к литературному цеху. Но одного в книге остро не хватало: незашоренного взгляда изнутри, живых свидетельств участников «текущего литературного процесса» первой половины XX века. Что ж: если кто-нибудь возьмется писать о повседневной жизни советских писателей в 1970-2010-х, у него будет как минимум один источник, из которого такие свидетельства можно черпать полным ковшом: мемуарная книга Сергея Ивановича Чупринина, литературного критика, «книжного журналиста», сотрудника «Литературной газеты», редактора, а затем и главного редактора «толстого» журнала «Знамя».

Основу книги составили, как очевидно из названия, мемуарные записи в «Фейсбуке», воспоминания Чупринина, охватывающие период протяженностью почти в пятьдесят лет. Первые публикации в ростовской прессе, переезд в Москву, работа в редакциях, командировки, общение с чиновниками и меценатами всех мастей, споры о судьбах литературы... Любопытная деталь: автор охотно делится байками, забавными эпизодами, анекдотами в классическом смысле слова, но парадоксальным образом избегает всего, что выходит за границы литературной и окололитературной жизни. Более того: Чупринин крайне неохотно говорит о политике, то есть отказывается от главной услады русской интеллигенции. Сергей Иванович зоркий наблюдатель, интересный аналитик, но его приоритеты четко заданы на первых же страницах книги — и не меняются по ходу повествования. Для тех, кому важнее политические пристрастия литераторов, существует газета «Жизнь» и уйма «глянца» — эта книга для другого и о другом. Что, на мой взгляд, не делает ее менее увлекательной.

На кой сдался «Фейсбучный роман» публике, далекой от академических штудий, от исследования новейшей истории русской литературы? Во-первых, эта книга помогает сравнить, сопоставить «тогда» и «сейчас», разглядеть общие черты в разных эпохах — и больше не удивляться, сталкиваясь с естественными и не всегда приятными проявлениями окололитературной жизни. Гипертрофированная обидчивость поэтов — не дай бог сказать им: «вы один из моих любимых!..». Умело разыгранные «острые газетные дискуссии», когда роли распределены заранее, а ключевые реплики расписаны вплоть до ударного финала. Пьянки и гулянки, неизбежные в творческой среде — хотя на этом Сергей Иванович внимание и не заостряет. Наконец, нюансы редакционной политики: почему на страницы «толстяка» трудно пробиться автору из «самотека», отчего журналы порой отказывают в публикации прозаикам и поэтам, с которыми сотрудничали годами, чем различаются концепции «Нового мира», «Знамени», «Октября», «Нашего современника»?.. Читайте — и найдете ответы.

В то же время мемуары Сергея Чупринина помогают понять, от чего мы, нынешние, слава богу, избавлены — хотелось бы верить, навсегда. Необходимость регулярно хвалить «секретарскую прозу», молчать в тряпочку, когда рыкают «сверху», покорно сносить нагоняи в партийных и комсомольских инстанциях... Искушение спецсподпиской на дефицитную литературу... Злая магия «вертушки», телефона для прямой связи с Кремлем, — такой аппарат стоял в кабинете главного редактора некоторых советских «толстяков»... Сейчас у писателей другие искусы, а у журналов иные проблемы, «денег нет, но вы держитесь» — об этом Чупринин рассказывает без утайки, однако ностальгии по былинным временам, мягко говоря, не испытывает.

«Фейсбучный роман» открыл серию «Лидеры мнений», в рамках которой изданы сборники рецензий, статей и эссе Валерии Пустовой, Льва Данилкина и Евгения Лесина — московских литературных критиков с богатым бэкграундом и пулом верных поклонников. Надо заметить, «Рипол» не одинок в своих начинаниях: в «Корпусе», импринте «АСТ», уже вышел сборник Анны Наринской, книжного обозревателя «Коммерсанта», к изданию готовится том избранных рецензий и статей Галины Юзефович, активно пишущей для интернет-портала «Медуза». В редакции Елены Шубиной только что напечатан сборник «культурной» публицистики Александра Гарроса «Непереводимая игра слов», есть и другие планы. До сих пор с этим форматом последовательно работали только питерские издательства — «Лимбус Пресс» (см. серию «Инстанция вкуса», которую придумали покойный Виктор Топоров и ныне здравствующий Сергей Князев) и отчасти «Амфора» (серия середины нулевых «Личное мнение» — там, правда, литературным критикам уделялось куда меньше внимания, чем политическим журналистам от Дугина и Привалова до Шендеровича и Сванидзе). Внезапный интерес столичных издателей к «литературе о литературе» заслуживает отдельного подробного разговора, однако первый тираж «Фейсбучного романа» разошелся полностью — что дает основания для оптимизма и другим участникам нашего яркого зажигательного шоу.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх