СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Новая классика хоррора

Новая классика хоррора

21:07 / 23.10.2016
Ирина Нечаева

Владислав Женевский Запах ХоррорВладислав Женевский. Запах
М.: АСТ , 2016

«Запах» — довольно странная книга. Во-первых, это единственный авторский сборник в серии «Самая страшная книга». Во-вторых, кроме рассказов, в него входят стихи (!) и один довольно крупный публицистический материал. Объясняется это просто и невесело — сборник этот посмертный, сделанный как своеобразный «мемориал» автора, и включает он в себя почти все, написанное Владиславом Женевским, прожившим едва тридцать лет (не вошла в сборник публицистика за одним исключением, не вошли переводы, юношеские стихи и фанфики). Именно поэтому все рассказы очень разные, в том числе и по качеству, но средний уровень их весьма высок.

Да, некоторые рассказы не понравятся многим читателям — темой, эстетикой (например, «Каждая» — история прямо-таки мерзкая). Некоторые тексты могут казаться тяжеловатыми для нетренированного читателя. В некоторых ощутимо не хватает действия. Но все они, как минимум, безукоризненно написаны. Ни единой неровности, шероховатости стиля, ни единой ошибки, ни единой неуклюжей фразы. Очень богатый язык, меткие эпитеты и неожиданные метафоры. Невероятное множество отсылок и аллюзий, в том числе довольно глубоко скрытых.

Но, разумеется, всего этого было бы недостаточно, чтобы назвать книгу хорошей — нередко встречается безупречная стилистически, но невероятно скучная и пустая проза. К счастью, здесь мы, ко всему прочему, имеем дело с литературой жанровой (жанр этот, пожалуй, не чистый хоррор, а так называемый weird fiction, — странные, тревожные тексты). Жанровая же литература всегда имеет четкие задачи — и с этими задачами автор справляется идеально. Его рассказы и страшны, и тревожны, и жутки, и интересны, и многое проясняют в вопросе отношений автора со смертью.

Есть в сборнике и литературные эксперименты, и части межавторских проектов, и детективы («Запах»), и сказки в духе Гауфа («Зевака»), и мистика  лавкрафтовского толка («Искусство любви»). Кое-что из этого уже публиковалось в других сборниках, например «Мистериум» или «Тринадцать маньяков». Некоторые работы чуть хуже других, но в основном это ранние рассказы автора — например, «Атеист» или «Каждая». С другой стороны, чудесную и страшную сказку «Зевака» Женевский написал в двадцать один год. Но его более поздние рассказы просто идеальны, например, «Kom», безусловно, лучший текст сборника. Очень, очень жаль, конечно, что больше автор не напишет ничего.

Впрочем,  и того, что он все-таки успел написать, хватит, чтобы прочно занять место в рядах классиков русского хоррора. Которому, кстати, посвящено обширное эссе «Русский хоррор в литературе», занимающее изрядную часть сборника. Эссе длинное, очень информативное, рассказывающее о русском литературном хорроре почти все и одновременно полностью объясняющего мнение автора об этом жанре вообще. Впрочем, как публицист Женевский был известен куда шире, чем как литератор, а эта работа, пожалуй — самое значительное его публицистическое произведение.

Впрочем, и литературных текстов, входящих в сборник «Запах», вполне достаточно, чтобы сделать автору имя. Это по-настоящему хорошая, качественная литература, с которой стоит ознакомиться всем фанатам жанра хоррор.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх