СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии, статьи, обзоры » Маша Звездецкая. Совы не то, чем они кажутся. О романе Василия Мидянина «Повелители новостей»

Маша Звездецкая. Совы не то, чем они кажутся. О романе Василия Мидянина «Повелители новостей»

12:00 / 02.04.2017

Василий Мидянин. Повелители новостей. Из блоговВасилий Мидянин. Повелители новостей
М.: АСТ, 2016

 

Как ты думаешь, какие социальные катаклизмы сотрясут этот регион, если население узнает, что тело Ленина еще при Сталине было подменено мумией ринпоче Доржиева, выкраденной из тибетского дацана, и именно этим была  обусловлена дальнейшая причудливая судьба Советской империи?

Василий Мидянин. Московские джедаи

 

Жил-поживал в граде московском Василий Мельник — культовый редактор русской фантастики, через чьи цепкие руки прошли бесчисленные стада отечественных фантастов. Жил — не тужил, наблюдал литературные пейзажи и однажды ясно прочувствовал, чего там не хватает. В результате на белый свет явился новый автор — Василий Мидянин, чья напорливая, усмешливая, бурлескная проза стала самым неожиданным чтением нулевых.

Мидянин писал редко, но метко, и почитатели, завороженные его писательской манерой, чутко ждали каждого нового мидянинского текста.

Мир мидянинских рассказов был напорист и характер имел захватнический, так что создавалось впечатленье, что не читатель вкушает текст, внутри которого вьются клубком жаднорукие демоны, но текст поглощает читающего.

Такие рассказы требовали особенной выделки, много их быть не могло. А потом стало еще меньше, потому что культовый редактор Василий Мельник увидел очередную брешь в литературной картине мира и немедленно явил из себя писателя Василия Орехова, чьими романами открылся известный межавторский книжный проект «S.T.A.L.K.E.R.».

Однако писатель Василий Мидянин не сдавался и яростно просился наружу, и вот в 2016 году увидел свет его новый роман «Повелители новостей». Этот роман отражает ту же безумную реальность, что и более ранние рассказы «Московские големы» и «Московские джедаи».

В сюрреалистической современной Москве люди не имеют ни исторической миссии, ни самостоятельного значения, это всего лишь кормовая пища древних демонов. Люди начинают играть какую-то роль, лишь став адептами одного из древних демонических орденов или приняв служение конкретному демону.

Вот вы думаете, что есть такие человеческие корпорации как «Газпром» и «РАО ЕЭС» и что они ведут независимую политику? Как бы не так! На самом деле за энергетические потоки бьются ситхи и джедаи.

Вы полагаете, что телевидением управляют люди? Ничего подобного, под останкинской башней заточен великий демон Мабузе, которому и служат все телевещатели мира. У демона тысячи глаз и всеми своими глазами он смотрит мировое телевидение, и единственно горячие новости удерживают его от того, чтобы выбраться наружу и порвать мир в клочья. И потому новостей должно быть бесконечно много, чтобы они развлекали Великого Повелителя и он оставался бы в Останкино и не мешал править землею очередному князю тьмы (кстати, нынешнего князя тьмы зовут Мамона).

Вы думаете, что 11 сентября в США произошел террористический акт? Нет, это была одна из акций повелителей новостей – адептов великого демона Мабузе, которым приходится наизнанку выворачиваться, чтобы удержать внимание своего владыки, и вылезать из кожи вон, чтобы продвинуться по иерархической лестнице ордена.

Вы полагаете, что телевизор говорит вам правду? Забудьте, вы смотрите то, что показывают обычным людям, но за обычной телевизионной картинкой, если сдвинуть завесу обыденной реальности, работает телевидение истинное, и как же страшен, безумен и зловещ мир реальности подлинной!

Про сюжет ни полслова, разве что сущие мелочи: главную героиню зовут Алена Ашшурбанипавловна Эбола, она адепт восьмого уровня Ордена Повелителей новостей, одна из 12, ежемесячно допускаемых к телу великого демона Мабузе. Эбола проштрафилась на аудиенции, и теперь в течение суток ей нужно создать Великую Сенсацию. Как она ее создаст и создает — песня отдельная, но очень бодрящая. Сюжет романа крутится зловещим жгутом — в огнях яростного консюмеризма, ведомый беспредельно циничной «неведомой рукой» рынка.

Отдельной реплики заслуживает стиль Мидянина, использующего все достижения мировой словесности в низменных целях построения отдельно взятого текста.
Мидянин пробирует массовую культуру в хвост и в дышло, чтобы упоительно попискивала под экспериментом.

Мидянин тасует штампы в порядке прихотливом и причудливом.
Мидянин использует разнообразный трэш и как стилистический и как семантический маркер.

Хулиган, одним словом. Разбойник на тропе масслита. Отовсюду-то у него натырено, всюду-то у него ухоронки и заначки, да бонбы, на которых подрывается читатель неискушенный.

Далеко не всем понравится подобное языковое фокусничанье.

Эдакая непередаваемая смесь несочетающихся вещей, раблезианская бесконечность перечислений, фламандское изобилье словесных конструкций. Все сопрягается со всем, и избыточность мира плещет через край.

Мидянин строит мостки между несочетаемым, мостки фантасмагоричные и завораживающие. И мы понимаем, что после этого романа мир уже никогда не станет простым и прежним, а от телевизора нужно держаться подальше.

В окно его, вон, в Саратов, к тетке, в глушь!

 

Ранее в рубрике «Из блогов»:

• Swgold: Вселенная. Жизнь. Здравый смысл. О романе Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной»

•  Дмитрий Бавильский о книге Антонии Байетт «Ангелы и насекомые»

•  Екатерина Доброхотова-Майкова. Почтовые лошади межгалактических трасс

Комментарии

Вверх