СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Рецензии » Червь победитель

Червь победитель

00:56 / 28.03.2016
Василий Владимирский

Роберт Ибатуллин. Роза и червь. РецензияРоберт Ибатуллин. Роза и Червь
М.: Селадо, 2016.

Для дебюта у этого романа удивительно хорошая репутация — причем сложилась она задолго до выхода книги «на бумаге». О «Розе и Черве» комплиментарно отозвались Антон Первушин, писатель и популяризатор космонавтики («Лучший отечественный научно-фантастический роман десятилетия! Именно такой фантастики нам остро не хватало!») и Андрей Чертков, редактор и переводчик, главный российский эксперт по киберпанку («Написано сюжетно, идейно и психологически качественно»). В обсуждении электронной версии романа регулярно звучали имена Вернора Винджа, Питера Уоттса и Дэна Симмонса: именно на этих авторов по собственному признанию ориентировался Роберт Ибатуллин. В общем, авансы щедрые и многообещающие. Но завышенные ожидания — штука опасная. Естественно, у читателя возникает вопрос: а насколько оправданы все эти восторги?

Для начала пару слов о сюжете. Итак, на дворе стоит двадцать пятый век. Человечество, как тараканы по запущенной кухне, расползлось по Солнечной системе. Основаны города на Луне и Марсе, колонии на астероидах, базы на летающих островах-«лапутах» в атмосфере Венеры. Военные и торговые космические корабли полным ходом бороздят просторы, биолаборатории непрерывно штампуют новых колонистов, приспособленных к слишком высокой и слишком низкой гравитации. Но все это не от хорошей жизни: еще пару столетий назад кинетические снаряды, запущенные пришельцами из иной звездной системы со скоростью 1/2 световой, поразили Землю и фактически уничтожили цивилизацию. Объединенный Космофлот дал отпор и вроде бы разгромил вражескую армаду на границе Солнечной системы, но полностью ли — об этом аналитикам остается только гадать...

Пришельцы пришельцами (они, разумеется, еще дадут о себе знать), но история человечества тем временем катится по наезженной колее. Наемники разыгрывают хитрые комбинации, террористы захватывают заложников, дети тиранов пытаются угодить родителям, ученые бьются над неразрешимыми загадками, а колонии восстают против метрополии — то есть в нашем случае против Космофлота со штаб-квартирой на Венере. К чести автора стоит отметить, что он не только хорошо владеет научной терминологией, но и умеет увлечь, заинтриговать читателя, соорудив запутанную фабулу. И еще один несомненный плюс: в отличие от большинства отечественных фантастов, Ибатуллин отдает себе отчет, что никаких «интересов человечества», «интересов Венеры», Луны, Марса или колонии на астероиде Рианон не существует. Эта риторика годится для публичных выступлений политиков, но к реальной жизни имеет весьма опосредованное отношение. Общий вектор поступка складывается из интересов разных групп, сообществ и отдельных людей. Глава Космофлота может ставить перед собой одну цель, капитан боевого корабля — совсем другую, прайм-админ колонии — третью, а конкретный исполнитель — четвертую. Даже отдельный человек не равен сам себе: в каждом из нас вечно борются разные мотивы, побуждения и импульсы. Так уж устроены мы, люди — и вряд ли пять столетий космической экспансии сумеют кардинально изменить хомо сапиенса. Зато и читать о взаимодействии и конфликтах таких героев в период глобального кризиса по-настоящему интересно.

Теперь к вопросу о том, насколько роман «Роза и Червь» сопоставим с произведениями Винджа, Уоттса, Симмонса и других западных мэтров. Некоторое сходство, безусловно, есть: автор выстраивает многолинейную фабулу, свободно и со знанием дела жонглирует научными терминами, не лезет с поучениями и наставлениями, не спешит читать публике мораль, как многие его отечественные коллеги. И все же восторги Первушина и Ко выглядят несколько преувеличенными. Роману Ибатуллина не хватает выразительности стиля, разнообразия метафор, эпитетов, сравнений, индивидуальных речевых характеристик — иными словами, собственно литературности. Не мешало бы добавить книге красок — тогда параллели с «Ложной слепотой», «Глубиной в небе» (а тем более с «Гиперионом») стали бы более обоснованными.

Но главная проблема в другом. Что действительно портит дело, так это «объяснялки», которые начинают появляться ближе к финалу. Стоило ли строить многоэтажную интригу, четыреста страниц водить читателя за нос, чтобы потом в двух словах растолковать, из-за чего разгорелся сыр-бор? Вся загадочность насмарку — как если бы в последних главах «Властелина колец» нам доложили: Саурон стал Черным Властелином потому, что в детстве папаша регулярно его поколачивал, а мама, наоборот, слишком сильно любила — и вовсе не материнской любовью. Лучше оставить некоторые вопросы без ответа, чем выложить все разгадки на четырех-пяти страничках — это называется «фигура умолчания». Так что в качестве дебюта роман «Роза и Червь» вполне удался, честь и хвала автору, но на роль отечественного конкурента Дэна Симмонса Роберт Ибатуллин пока не тянет — есть еще над чем поработать.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх