СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Новости » В мире » «non/fiction № 18»: культуртрегерство и жизнь

«non/fiction № 18»: культуртрегерство и жизнь

12:47 / 08.12.2016
Василий Владимирский

Нон-фикшн 2016. Репортраж30 ноября 2016 года в московском Центральном Доме художника стартовала, а 4 декабря завершилась восемнадцатая Международная ярмарка интеллектуальной литературы «Нон-фикшн». Вернее, «non/fiction№», как пишется ее название официально. Но финальный аккорд прозвучал чуть позже, 6 декабря: на вручении премии «Большая книга» в Пашковом доме «Нон-фикшн» удостоилась специального приза с формулировкой «за вклад в литературу». Премию принял Борис Куприянов, участник экспертного совета ярмарки, издатель, культуртрегер и главный редактор книжного портала «Горький», открывшегося этой осенью.

Начиная разговор о «Нон-фикшн» всякий раз приходится напоминать читателю, что ежегодная московская ярмарка несмотря на название никогда не специализировалась исключительно на просветительской и научно-популярной «нехудожественной» литературе. Как напоминает литературный критик Галина Юзефович, восемнадцать лет назад термин non/fiction воспринимался организаторами и участниками выставки как антоним pulp fiction, «бульварного чтива», прославленного Квентином Тарантино в одноименном фильме 1994 года. Разнообразие интеллектуальной литературы никогда не сводилось к «научпопу»: художественная литература всегда занимала значительную часть пространства ярмарки. Более того, именно к «Нон-фикшн» издатели традиционно стараются приурочить выход самых громких и самых ожидаемых книг сезона. Этот год не стал исключением: на стендах хватало новинок, только что приехавших из типографии — от нового романа Алексея Иванова «Тобол. Много званых» (издательство «АСТ», редакция Елены Шубиной) и монументальной «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары («АСТ», редакция «Corpus») до роскошного иллюстрированного и комментированного издания «Посмотри в глаза чудовищ» Михаила Успенского и Андрея Лазарчука, выпущенного к двадцатилетию книги (издательство «Пятый Рим»).

Уже несколько лет Центральный Дом художника выделяет отдельную площадку для детской литературы: по статистике, это едва ли не единственный стабильно растущий сектор на падающем отечественном книжном рынке. Что трудно было не заметить: вокруг стендов «детских» издательств, от «Росмэна» до «Самоката» и «Поляндрии», царило настоящее столпотворение, а за автографами к одной только Наталье Щербе, автору подросткового цикла «Часодеи», выстроилась очередь в две сотни человек. Традиционное выигрышное место перед входом в главный зал на втором этаже ЦДХ получили представители Альянса независимых издателей и книгораспространителей («Геликон Плюс», «Циолковский», «Фаланстер», «Издательство Ивана Лимбаха», «Издательство Ольги Морозовой», «Красный Матрос» и другие): поддержка независимого книгоиздания, живущего на грани рентабельности, входит в число приоритетов «Нон-фикшн». Не обошлось и без решений, продиктованных скорее бизнес-логикой, чем концептуальными соображениями. В этом году на ярмарке появилась новая зона, предназначенная, условно говоря, для «литературы о еде» — ход неожиданный (где поваренные книги, а где интеллектуальная литература), но в условиях кризиса вполне объяснимый.

Однако главной фишкой в этом сезоне стала высадка в ЦДХ мощного десанта с берегов Туманного Альбиона: именно Великобритания выступила в роли почетного гостя «Нон-фикшн»-2016. Современную английскую литературу представляли художник-комиксист Том Голд, писатели Джонатан Коу, Джим Крейс, Пол Мейсон, Себастьян Флокс, букеровский лауреат Джулиан Барнс и многие другие авторы, приглашенные Британским советом. Встречи с ними проходили с неизменным аншлагом и завершались многолюдными автограф-сессиями.

Отдельная большая тема — рабочая программа ярмарки. В отличие от других крупных книжных ивентов, на «Нон-фикшн» эта часть действа не сводится к продвижению новых книг и к презентации издательских проектов: «Подходи, не скупись, покупай живопИсь!». Программа включает и просветительскую составляющую (выступления лауреатов премии «Просветитель», практическая сессия для переводчиков «Непереводимая игра слов: язык романа-антиутопии», лекция Виктора Меламеда «Комиксы, не похожие на комиксы» и т.д.), и дискуссионную. Пожалуй, главной реперной точкой выставки стал круглый стол «Как (учить) читать книги» с участием Бориса Куприянова, директора Государственного литературного музея Дмитрия Бака, писателя и преподавателя литературного мастерства Майи Кучерской, журналистов Александра Архангельского и Галины Юзефович. Речь шла о главном: ради чего мы тратим столько времени и сил на вещи, которые, положа руку на сердце, не приносят ни славы, ни ощутимого материального благополучия — то есть на чтение, публичное обсуждение книг и споры о «текущем литературном процессе»? Четче всех позицию обозначил Борис Куприянов: сколько бы ни говорилось сегодня о падении интереса к книгам, современный мир по определению литературоцентричен. Читает человек или не читает, он не может не знать Толстого, поскольку Толстой включен в общий цивилизационный контекст. Может быть, когда-нибудь и возникнет общество без чтения, но это будет совсем другой социум, с иными механизмами передачи опыта. Что же до главной задачи портала «Горький», запущенного осенью 2016 года, то Куприянов видит ее в том, чтобы дать читателю возможность задуматься над книгой — в том числе над сугубо досуговым чтением, ведь любая книга, даже самая непритязательная, лёгкая, годится не только для потребления.

С Борисом Куприяновым трудно не согласиться. «Прочитал и проникся — поделись и заинтригуй другого», только так это сейчас работает. В условиях, когда материальные стимулы отошли на второй план, миссионерский просветительский пыл стал главным побудительным мотивом для околокнижных людей — журналистов и критиков, переводчиков и культуртрегеров, а зачастую даже для издателей. Ну и не в последнюю очередь для организаторов Международной ярмарки интеллектуальной литературы «non/fiction» — но это само собой разумеется.

Подписаться на автора
Комментарии

Вверх