СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
8(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Журнал «ПИТЕРBOOK» » Читальный зал » Улла Штойернагель, Ульрих Янссен. Детский университет. Исследователи объясняют загадки мира

Улла Штойернагель, Ульрих Янссен. Детский университет. Исследователи объясняют загадки мира

12:51 / 06.04.2017

Улла Штойернагель, Ульрих Янссен. Детский университет. Исследователи объясняют загадки мира
М.: Самокат, 2017

Улла Штойернагель, Ульрих Янссен. Детский университет. ФрагментОт издательства:

Дети все время задают вопросы «почему», «откуда», «как», «зачем»… Ответить на эти вопросы серьезно и интересно решили немецкие ученые: они открыли настоящий университет для детей в городе Тюбингене, в одном из старейших университетов Германии. Ну а чтобы как можно больше детей узнали, что изучает современная наука, ученые издали свои лекции в виде книги, в которой ответили на самые популярные вопросы слушателей курса. В первой книге немецкие журналисты-популяризаторы науки Улла Штойернагель и Ульрих Янссен рассказывают,  зачем средневековые рыцари строили замки, откуда берутся молния и гром, почему мальчики и девочки ведут себя по-разному, как летучие мыши видят ушами, почему математики не умеют считать, зачем люди рассказывают друг другу истории и как спортсменам удается все время улучшать рекорды.

Предисловие

Как рыбы попадают в пустыню? Как становятся китайскими императорами? Почему кролики скрипят зубами? Почему глаз у нас два, а картинку мы видим одну?

Иногда встречаются такие вопросы — на первый взгляд совершенно невозможные. По крайней мере, до недавнего времени никто не подозревал, что они могут возникнуть. До тех пор, пока не появились Детские университеты, наводнившие всю Германию и близлежащие страны вопросами, которые иначе бы, наверное, никогда и не были бы заданы вслух — но при этом вполне заслуживают компетентного ответа!

Детские университеты создают почву, на которой прекрасно растут и множатся знания и расцветает фантазия — не только у детей, но и у лекторов.

Иногда мы чувствуем себя родителями, которые и через много лет после рождения детей с удивлением смотрят на них как на невероятное чудо. Черт возьми, вы же были совсем крошечные, а теперь вон как вымахали! Только родители в таких случаях изумляются изменениям, в общем-то, не таким уж и неожиданным и уж точно не застигающим врасплох. Дети растут, это естественно. А мы, открывая Детский университет в Тюбингене весной 2002 года, и не подозревали, что наш проект может настолько стремительно вырасти и скоро превратится в целое культурное движение. «Почему вулканы плюются огнем?» — так звучал первый вопрос первого цикла лекций для детей. Тогда мы и представить себе не могли, сколько детей, ученых, родителей, университетов, институтов, академий, библиотек, газет, школ и других учебных заведений загорятся нашей идеей и подхватят ее.

Тем отраднее нам видеть, как на нашем сайте www.diekinderuni.de появляются всё новые Детские университеты: сейчас в Германии едва ли найдется уголок, где такого Университета нет. Практически везде ученые и преподаватели с радостью распахивают перед ребятами сверкающие драгоценными камнями сокровищницы знаний. Настолько значимым наш Университет еще никогда не был, да и настолько занимательным — тоже.

Поэтому мы с большим удовольствием принялись за работу над нашей третьей книгой. Она, как и первые две, посвящена вопросам, которые обсуждались в Детском университете в течение одного семестра. Вопросам, которые были заданы Тюбингенскому университету Эберхарда и Карла и на которые ответили тюбингенские ученые. Чтобы создать эту книгу, как и в случае с предыдущими томами серии, мы немного переработали интереснейшие лекции — за них юные слушатели неизменно благодарили выступавших оглушительными аплодисментами, — сами немного погрузились в затронутые ими темы и, наконец, еще раз обратились за научной консультацией к нашим экспертам. Так появился на свет третий том Детского университета. Это было бы невозможно без помощи и поддержки множества замечательных людей — мы всем им глубоко признательны. Прежде всего хочется поблагодарить наших главных партнеров — газету «Швебише тагблатт» и Тюбингенский университет Эберхарда и Карла. Огромное спасибо всем лекторам Детского университета: Барбаре Шолькманн, Михаэлю Дилю, Дитриху Нитхаммеру, Дэвиду Уарему, Хельмуту Дигелю, Райнеру Нагелю, Хансу-Ульриху Шнитцлеру и Хансу-Георгу Кемперу. Мы очень признательны за ваши замечательные лекции и помощь в написании этой книги.

Наконец, отдельную благодарность хочется выразить тем двум замечательным людям, которые храбро и терпеливо сопровождали нас на протяжении всего долгого путешествия в захватывающий, но не всегда простой мир науки, — Бригитте Штрёбеле и Майку Хаммеру.

Улла Штойернагель

Ульрих Янссен

Зачем рыцари строили замки?

Замки отлично подходят для игр. Там можно подниматься на стены и прятаться среди руин. В подземельях просто чудесно кричать и завывать страшным голосом, изображая привидение, а с башен — плевать во двор, стараясь не попасть в потных туристов. Но так весело в замках было не всегда. В Средние века они представляли собой мрачные, неуютные сооружения, где обитали дикие, алчные, склонные к разбою вояки — рыцари. Почему замки были так важны для них, расскажут ученые.

Интерес к замкам и жизни рыцарей возник у профессора Барбары Шолькманн еще в детстве. Поэтому неудивительно, что она зажгла этой темой множество слушателей Детского университета в Тюбингене. Советами профессора Шолькманн мы руководствовались и при составлении этой главы.

Замки прекрасно подходят для воскресной прогулки, а вот для постоянного проживания — не очень. Обычно к замку нужно долго подниматься по крутым дорожкам, а потом еще взбираться по длинным лестницам — за мороженым или на баскетбол так просто не сгоняешь. Комнаты в замках темные, отапливаются они плохо. Нет ни горячей воды, ни ванны, ни даже душа. Во дворе не растет трава, а про туалет пока промолчим.

И все-таки в Средние века только в Европе было построено ни много ни мало 15 000 замков. Собственный замок хотел иметь каждый, кто дорожил своей репутацией. Некоторые правители — например, герцог Фридрих Швабский — были прямо-таки одержимы возведением замков. «К хвосту его коня привязан замок», — так говорили про Фридриха. Французский граф Фульк Нерра Анжуйский приказал создать на своих землях целую замковую сеть. Замок должен стоять через каждые тридцать километров — такова была его воля. Норманны, потомки викингов, тоже очень любили строить замки. Завоевав Англию в 1066 году, они всего за сорок лет возвели их там более пятисот.

Только представьте: пятьсот замков! Те, кто строит их в таких количествах, должны иметь на это очень веские причины. В конце концов, в Средние века нельзя было просто заказать замок какой-нибудь строительной фирме или собрать его из готовых частей за пару вечеров после работы, как садовый домик. Строительство крепости — дело сложное и дорогое. Сначала нужно выбрать подходящее место: на возвышенности, с хорошим обзором, с доступом к воде и желательно с возможностью добывать поблизости камень. Нужно иметь в своем распоряжении множество опытных ремесленников и еще большее количество подданных для транспортировки грузов. И все равно на возведение замка уходили многие годы. Но это строителей не останавливало.

Значит, что-то должно было подталкивать к постройке замка, была какая-то причина, раз владельцы замков добровольно отказывались от роскошных особняков и комфортной деревенской или городской жизни и переселялись в мрачные, уединенные места. А еще интересно, почему замки строились практически исключительно в Средние века. Почему сегодня замков больше никто не строит?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала побольше узнать о той эпохе, когда замки строились, — о Средневековье.

Комментарии

Вверх