KRUPA: Книжная ярмарка в ДК им Крупской. Бесконечное множество книгБесконечное множество книг
 
> О НАС

RSSЕдинственная в Санкт-Петербурге постоянно действующая книжная яр- марка предлагает самый широкий выбор худо- жественной и специальной литературы, учебников, словарей, канцтоваров, альбомов, открыток, игру- шек и CD. Вы можете узнать о наличии нужной вам книги на ярмарке через раздел КНИГИ или по телефону

412-34-78

Ярмарка работает еже- дневно (кроме поне- дельника) c 10.00 до 18.00.

Вход бесплатный!

Мы ждем вас по адресу: пр. Обуховской Обороны, д. 105 (ст. м. "Елизаровская")

> НАШИ ПАРТНЕРЫ
> ХИТЫ ПРОДАЖ

Детская литература

1.. Кейт ДиКамилло
Удивительное путешествие кролика Эдварда Приключения мышонка Десперо Спасибо Уинн-Дикси Как слониха упала с неба
2.Григорий Остер
Сказка с подробностями
3.Льюис Кэрролл
Алиса в Cтране чудес
Посмотреть комментарии

Художественная литература

1.Игорь Акимов
Дот
2.Грегори Дэвид Робертс
Шантарам
3.Фэнни Флэгг
Жареные зеленые помидоры
Посмотреть комментарии

Non-fiction

1.Фаина Раневская
Старость — невежество Бога
2.Анастасия Семенова, Ольга Шувалова
Лунный прогноз. Астрологический календарь, звездные советы 2011
3.. Великий князь Николай Михайлович
Император Александр I. Биография
Посмотреть комментарии
 
 

Питерbook

:

Фэнклуб

:

Колонка Василия Владимирского

<- Вернуться
Вячеслав Рыбаков: «Речь идет о жизни и смерти человечества» 05.04.2009

Новые заметки:
август
27.08 Алексей Лукьянов. Мне бы молот — я любого в своего перекую...
июль
25.07 Михаил Назаренко: украинская фантастика есть — но ее нет
22.07 Алан Кубатиев: «Наш читатель в массе не готов ни к чему»
июнь
17.06 Карина Шаинян: мир под завязку набит чудесами…
06.06 Всеволод Мартыненко: Добрым словом и пистолетом
май
31.05 Александр Тюрин: «Россия не может быть неправа»
15.05 Игорь Черный: «В фантастике, как и в музыке, есть классика и попса»
апрель
30.04 Алексей Пехов: «Фэнтези — не эскапизм»
15.04 Юлия Зонис: «Людям вновь становится интересно будущее»
март
24.03 Анна Гурова: «Я люблю экспериментировать»

архив колонки:
2007 март
2007 апрель
2007 октябрь
2007 ноябрь
2007 декабрь
2008 январь
2008 февраль
2008 март
2008 апрель
2008 май
2008 июнь
2008 июль
2008 август
2008 сентябрь
2008 октябрь
2008 ноябрь
2008 декабрь
2009 январь
2009 февраль
2009 март
2009 апрель
2009 май
2009 июнь
2009 июль
2009 август
2009 сентябрь
2009 октябрь
2009 ноябрь
2009 декабрь
2010 январь
2010 февраль
2010 март
2010 апрель
2010 май
2010 июнь
2010 июль
2010 август

Информация к размышлению:

  • Родился в Ленинграде в январе 1954 года. В 1976 году окончил Восточный факультет Ленинградского университета, поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения, где работает доныне. Круг научных интересов — средневековая бюрократия Китая и законы, регулировавшие ее деятельность, обеспечивавшие ее стабильность и эффективность. Опубликовано более 40 научных работ, главным образом посвященных культурологическому анализу свода уголовных законов китайской династии Тан — «Тан люй шу и». Кандидат исторических наук. «Драбант» семинара Бориса Стругацкого. В фантастике дебютировал в 1979 году рассказом «Великая сушь». Автор десятка романов и нескольких сборников рассказов, один из лидеров «четвертой волны» советской фантастики. Участвовал в проекте «Секретные материалы», публиковался в антологиях Андрея Черткова из цикла «Время учеников». Вместе с Игорем Алимовым под псевдонимом Хольм ван Зайчик создал цикл «Евразийская симфония». В 1987 году отмечен Госпремией РСФСР как один из авторов сценария фильма Константина Лопушанского «Письма мертвого человека». Принимал участие в создании сценария для другого фильма Лопушанского по повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Лауреат премий «Аэлита-Старт», «Интерпресскон», «Бронзовая улитка», «Странник», «Меч Бастиона», «Золотой кадуцей» и многих других. Публицист, эссеист, человек с активной жизненной позицией. Живет и работает в Санкт-Петербурге.

 

— В последние годы вы пишете все меньше и меньше, публикуетесь все реже и реже. Не боитесь, что читатель, особенно молодой, вас забудет?

— Более всего на свете всякий человек боится смерти. И совершенно правильно боится — хорошего в ней нет. Но даже если он только тем и будет заниматься, что ее бояться, это лишь отравит ему жизнь, но ничего не поделает со смертью. Все там будем.

В последние годы я больше занимаюсь наукой, мне это сейчас оказалось интереснее, приносит больше удовлетворения. В одном из интервью я уже говорил, что в науке сейчас, при всем ее бедственном положении, еще сохранилась возможность для серьезных высказываний.

Честно говоря, по-настоящему меня ужасает только то, что в сутках становится все меньше часов, в месяцах — все меньше дней, а в годах — все меньше месяцев.

— Вопрос как к одному из тех, кто донес до отечественного читателя произведения Хольма ван Зайчика: жив ли этот проект, есть ли у него перспективы? Ведь у великого еврокитайского гуманиста в России до сих пор масса поклонников...

— То, что книги ван Зайчика перестали переиздаваться, как нельзя лучше характеризует коммерческие его перспективы и любовь к нему его поклонников. Я не хочу их как-то обидеть, Боже упаси — просто, видимо, их множество оказалось, или мало-помалу сделалось, относительно немногочисленным. Карусель потребления засасывает, и фраза Богдана «Я бы мог, конечно, зарабатывать больше, но тогда у меня не было бы времени по весне выезжать за город и до самых сумерек слушать, как тает снег», видимо, уже не находит отклика даже у самых приличных людей. Еще восемь лет назад было иначе.

Что же до перспектив творческих... Опыт показывает: никогда не говори «никогда». Но вероятность продолжения сериала на данный момент представляется мне чисто умозрительной. Время сменилось, мы изменились. То, что писал ван Зайчик, теперь заявляют, как свое наболевшее, даже депутаты... Когда Зюганов публично восхищается нетленным ламой и исходящим от него запахом, Восток сразу становится куда менее обаятельным. А после того, как в последнем томе ван Зайчик фактически предсказал события в Грузии — даже переводить как-то страшновато.

— Можно понять, почему в СССР писатели, в том числе и фантасты, частенько вкладывали в уста своих героев публицистические пассажи, отражающие взгляды и убеждения авторов. Но зачем вы делаете это сегодня, когда можно свободно опубликовать статью или эссе на любую тему в толстом литературном журнале или в центральной газете? Вас не смущает, что именно с вашей подачи в лексикон критиков вошел термин «синдром дискеты», а роман «Звезда Полынь» и вовсе назвали новой инкарнацией «секретарской прозы»?

— С тех пор, как «Литературка» ни за что ни про что меня на всю страну ославила идеологом русского нацизма, меня не смутить уже никакими ярлыками.

С другой стороны, отчетливо помню, как несколько эпох назад, когда в Доме Писателей демонстрировался только что вышедший на экраны «Осенний марафон», один наш большой тогдашний человек (кажется, Шалимов, но не уверен) предложил другому нашему тогдашнему большому человеку (Томилину) сходить посмотреть. На что тот ответил: «Ни в коем случае. Терпеть не могу все эти володинские сопли».

Я слышал это совершенно случайно, но, конечно, собеседники от меня и не таились. Это было честно высказанное мнение. И я, совсем еще желторотик, навсегда понял: будь ты хоть трижды гений, никогда ты не сумеешь понравиться всем.

Но попробуйте представить, что осталось бы от Володина и от его шедевра, если бы Александр Моисеевич, принимаясь за пьесу «Осенний марафон», думал, как бы ему плюс ко всему еще и вызвать одобрение Томилина.

Учтем и вот что: немалую долю критиков, ставящих на мне самые страшные штампы, составляют те, кто на самом деле очень хотел бы Рыбакова (как и ван Зайчика, кстати) обвинить лишь в одном-единственном грехе: в антисемитизме. Но это крайне трудно, оба они подчеркнутые анти-антисемиты. Однако среди прочих, как теперь модно говорить, месседжей их произведений существенным является абсолютно непритворное и, как на грех, весьма убедительное описание евреев как просто хороших людей среди прочих хороших людей. Думаю, не в последнюю очередь именно из-за этого «Дело непогашенной луны» было опубликовано в Израиле раньше, чем у нас. Наверное, им показалось это важным, потому что без изживания рудиментов «избранности» устойчивая нормальная жизнь не сложится. Но некоторых «избранных» такой месседж ранит куда больней антисемитизма и приводит буквально в умоисступление — потому что попадает в точку. И честно возразить они не могут, потому что попробуй возрази — сразу проговоришься насчет своих реальных переживаний и претензий. Вот и начинается: «Рыбаков — беспомощный и очень неумный графоман», «из Рыбакова писатель, как из жопы соловей», он «воспевает импотенцию»... И прочая пена на губах.

Собаки лают — караван идет. И, как пела Новелла Матвеева: «Мой караван шагал через пустыню. Первый верблюд о чем-то с грустью думал, и остальные вторили ему».

Теперь по существу.

Почему-то считается, что если несколько станиц описывать, как трахаются во время менструаций или тужатся на горшке, это литература. А если потратить столько же страниц на описание того, о чем и как люди думают, это всего лишь публицистика.

Когда-то Борис Стругацкий утверждал, что думать — это не роскошь, а обязанность.

Когда-то фантастика считалась уникальным видом литературы, где описываются приключения не только тела, но и мысли. Единственным видом литературы, где идея может быть не менее важным персонажем произведения, чем двуногие прямоходящие. А то, как идея воплощается в реальной жизни, какие последствия вносит в быт людей и в их повседневные, вроде бы от всех идей далекие отношения, какие страсти возбуждает и какие расколы провоцирует, именно благодаря фантастике может быть не менее интересным, чем то, кто в кого стрельнул из-за миллиона баксов или кто кого придушил из жгучей ревности.

Когда-то был такой писатель: Иван Ефремов — по сути, сплошная дискета, без единой паузы на перезагрузку. Читают его теперь, правда, довольно редко — но памятником эпохи, ее надежд, достижений и заблуждений, он остался навсегда. А многих, кто тогда же, и даже позже, обходился без единой дискеты в своих отнюдь не менее толстых книгах, уже и под пыткой не вспомнят.

После выхода «На чужом пиру» дискету Сошникова несколько раз как самостоятельный текст тиражировали в сети и даже просили у меня для бумажного издания — в виде статьи она была, сколько я помню, опубликована в «Часе пик». Но если бы до того она как часть художественной книги не вышла книжным тиражом — ничего подобного бы не случилось.

Это к слову.

Помните, в «Возвращении со звезд» Эл Брегг рассказывает, почему во время полета не читал художественных книг, а в конце концов занялся математикой, не имея к ней поначалу ни малейшей склонности? «Когда связь с Землей полностью прервалась и мы повисли вот так, совершенно неподвижно по отношению к звездам — читать, как какой-то Петер нервно курил папиросу и мучился вопросом, придет ли Люси, и как она вошла, и на ней были перчатки... Сначала смеешься совершенно идиотским смехом, а потом просто злость разбирает».

Вот так примерно я теперь, за редкими исключениями, читаю нынешнюю фантастику. С той лишь разницей, что вместо Люси и перчаток у нас... нужное вписать.

Наше время напоминает мне относительно недавнюю эпоху, когда товарищ Киров сказал: «Время спорить прошло, настало время работать». Имелось в виду, что думать уже не обязательно, жизнь вырулила наконец на правильную дорогу, и теперь все зависит только от упорного труда, деловых качеств, практической сметки. Жить товарищу Кирову оставалось года два. Кто еще немножко помнит историю, без обращения к Интернету сообразит, что потом началось. Строй сейчас другой, и мир другой, и поэтому опасности совершенно другие, я их коснусь чуть позже, а сейчас вот что хочу сказать: всегда, когда нас пытаются уверить, будто время думать прошло и надо просто крутиться, мол, что потопаешь, то и полопаешь — жди беды.

А то, что ни одно произведение нельзя создать так хорошо, как хотелось бы, как оно предстает в замысле — это непреложный факт, доставляющий любому художнику очень много скорби. Но всякий раз надеешься, что зазор удастся свести к минимуму. И надежда эта меня, например, всегда побуждает очень прислушиваться к мнению оппонентов и стараться, насколько возможно без измены себе, его учитывать. И больно, когда надежда не вполне оправдывается. Поэтому огорчить меня, конечно, можно. Затравить тоже, наверное, можно. Но вот поменять — нет. Меняюсь я только сам.

— Недавно в журнале Бориса Стругацкого «Полдень. XXI век» вышла ваша повесть «Стажеры как предчувствие», в которой вы иронизируете над конъюнктурными кинопостановками по творчеству АБС. В то же время вы сами принимали участие в работе над «Гадкими лебедями» Константина Лопушанского. По каким критериям вы отличаете качественную экранизацию Стругацких о поделки? Сам Борис Натанович, как известно, одобрил и «Гадких лебедей», и «Обитаемый остров» Бондарчука...

— Начнем с конца, потому что сперва о главном.

Дай Бог Борису Натановичу здоровья. Если он получил от фильмов хоть немного добавочных положительных эмоций — уже хорошо.

Теперь об остальном.

Тема «Лебедей» мне очень близка, и потому я согласился на предложение Константина Лопушанского составить ему компанию (побыть, проще говоря, думающей пишущей машинкой) в работе над сценарием по этой очень мною любимой книге. У меня была надежда, что я хоть что-то сумею в фильм привнести от своего понимания — и эта надежда в некоторой степени, несмотря ни на что, все же оправдалась. У меня очень много претензий было к режиссеру во время работы, отчасти я дал это почувствовать в нашей беседе, опубликованной в «Если» . Много было претензий и к самому фильму. Но вот когда мы с женой его смотрели на премьере, она вдруг сказала: «Классное кино. Дождь прямо за шиворот течет». И я подумал, что одна эта похвала перешивает многие мои претензии: Лопушанскому удалось создать на экране живой мир.

Об «Острове», при том, что формально он воспроизводит первоисточник гораздо дотошней, это вряд ли можно сказать. Я его скачал с месяц назад, специально посмотрел. Во-первых, основной пафос книги — это то, как персонаж поэтапно осознает, в каком мире живет, как этот мир устроен, где его настоящий спрут и где у этого спрута сердце. Мотив осмысления и осознания, на мой взгляд, в фильме полностью утрачен среди беготни и спецэффектов. А во-вторых, насчет живого мира... я сейчас крамолу скажу... скажу, как надо было снимать «Остров». Не монорельсы фальшивые крутить по вычурным городским магистралям на длинных тонких, как у поганок, ножках и не волосы красить в дикие цвета. Надо было снимать абсолютно узнаваемый достоверный СССР 60-х годов, перенесший атомную войну. Скажем, Никита оказался еще чуть-чуть глупее, чем был, и кубинский кризис перерос в прямой конфликт. Пиджаки тогдашние, брюки тогдашние, улицы, машины и троллейбусы на улицах тогдашние, кофточки на девушках тогдашние, общепит тогдашний... Конечно, никаких прямых аналогий, только образный ряд. «Я шагаю по Москве», но за колючкой и под треск дозиметров. Очень хорошие, полные идеалов люди — а Гай и Рада замечательные люди, не хуже молодых персонажей Данелия, это предельно важно — в исковерканной и калечащей реальности, где все их хорошие качества лишь делают их марионетками в руках уродов. Вот это был бы мир. Саракш бы заиграл совершенно по-иному. А ведь Стругацкие, в сущности, именно это и писали. Вспомните хоть битое стекло на стене вокруг психушки, где держат Максима. Но дело в том, что тогда в фильме появилась бы идея, идея очень современная — оказалось бы, что ничего не изменилось, и по-прежнему любые наши замечательные качества в любой момент готовы сделать из нас марионеток в руках уродов, если только мы утратим осторожность, перестанем анализировать происходящее и начнем воспринимать предложенный нам путь как единственно возможный.

Но все это — двигаемся от конца вопроса к его началу — имеет весьма малое отношение к «Стажерам как предчувствию». Я просто поражаюсь: неужели кто-то всерьез может предположить, будто я писал свой текст как иронию по поводу конкретной экранизации? Посмотрел кинишко и, от поспешности натыкаясь на шкафы и роняя стулья, бросился молотить по клавишам... Даже элементарную арифметику народ разучился применять: если повесть оказалась в журнале в срок, достаточный для публикации в феврале, а фильм вышел, дай Бог, в январе, она никак не могла быть написана по его поводу. Знайте, люди: текст был написан в июле 2008-ого года, когда даже ролики еще не мелькали на экранах, и даже предположить нельзя было, что персонаж окажется и впрямь провинциалом и «юным ангелом-стахановцем» по виду. Это я просто так в точку попал в очередной раз. Настолько попал, что и впрямь может создаться впечатление, будто повесть возникла уже пост-фактум. Такое много раз бывало. Скажем, теперь уж и не вспомнит никто, что, когда делался «Гравилет», еще и в помине не было Думы, а был Верховный Совет, и компартия была под запретом.

Конечно, определенные личные впечатления, полученные во время работы над «Лебедями», нашли свое отражение в «Стажерах». Но главным для меня тут было то, о чем удобнее рассказать отдельно.

— Сейчас в Питере готовятся к изданию две антологии, входящие в проект Андрея Черткова «Время учеников». Два ваших рассказа уже издавались в рамках этого проекта девять лет назад, еще одно произведение, насколько мне известно, вскоре будет напечатано... Не унизительно ли это для писателя — работать в рамках мира и эстетики, заданных другими? Не оскорбляют ли такие тексты память братьев Стругацких, чья популярность так или иначе эксплуатируется авторами «вторичных произведений»?

— Снова с конца: относительно оскорбительности лучше было бы, конечно, спросить не меня, а Бориса Натановича. Я же, если воспользоваться крылатой фразой из «Собаки на сене», полагаю, что «любовью оскорбить нельзя».

Но прошу заметить: именно любовью — об иных мотивациях и разговор иной.

А если эту фразу держать в памяти, тогда сразу становится ясен ответ и на предыдущий вопрос: любовь и унизительной быть не может для любящего.

Стругацкие — замечательные писатели, и одним из самых серьезных их вкладов в культуру является, рискну сказать, не столько изощренное, мастерское позднее творчество, сколько лучшее за всю историю нашей литературы, предельное, самое художественное, самое эмоционально притягательное изображение советской сказки. Так называемый Мир Полудня, собственно, символом советской сказки и стал. В этой роли он и у меня выступает. То, что он уже почти забыт и практически непонятен новым поколениям, обусловлено не столько его собственными слабостями и недостатками, сколько работой современных башен противобаллистической защиты. Люди, четверть века назад захватившие Центр, в отличие от героев «Обитаемого острова» и не подумали его взрывать. Просто сменили программу вещания. Молодые Стругацкие такой вариант, кстати, в своей книге полагали весьма вероятным и, поскольку сами тогда еще вовсю «хотели странного», отнюдь не одобряли.

Мир становится все более однородным, безальтернативным. Экономика все более становится глобальной. Все ее исступленное верчение зависит только от одного: люди должны все больше и больше покупать. Стоит им хоть чуть-чуть ослабить покупательский натиск, экономика рушится. Это стало предельно ясно в последние месяцы, но то, что эта опасность заложена в восторжествовавшей модели развития изначально и неизлечимо, всем, кто хоть мало-мальски смотрит по сторонам и обдумывает увиденное, ясно уже достаточно давно. Чтобы покупать все больше, чтобы не случился коллапс, который может зайти сколь угодно далеко, вплоть до всеобщего голода и того, что может за ним последовать, во-первых, должно производиться все больше и больше товаров, и во-вторых, у людей должно быть все больше и больше денег. Первое стремительно съедает все ресурсы и разрушает экологию до основания безо всякого затем — причем ни для чего. Для того только, чтобы нарастал и нарастал сиюминутный круговорот потребления. Второе приводит к тому, что самыми состоятельными, самыми покупательски состоявшимися становятся даже не те, кто много производит товаров и услуг, и не те, кто организует такое производство, а те, кто напрямую производит деньги. Желательно, из воздуха — потому что не из воздуха произвести столько денег, сколько нужно, чтобы экономика продолжала работать по нарастающей, уже невозможно. Рекламный стандарт потребления срисован именно с таких. Так что по обоим параметрам это смертельно опасный тупик. Но есть еще и третий параметр — духовный. В этой схеме человек в целом, человек как таковой становится не более чем придатком магазина. Его единственная по-настоящему важная функция — в поте лица потреблять. Производить все больше, чтобы покупать все больше, чтобы потом, напрягая все силы, производить еще больше, чтобы потом, уже вообще не помня себя, покупать еще больше... Выматываться, чтоб не оказаться лузером, на работе так, чтобы ни дня без стимуляторов, а после работы, потребляя, выматываться так, чтобы ни дня без антидепрессантов. И замечательно — тогда фармацевтика тоже загружена по самое не могу, процесс идет. Это тоже тупик. Современная экономика, претендующая стать единственной и глобальной, работать иначе просто не может. Это катящаяся под откос телега. Радоваться тому, что ее скорость все растет, мечтать о том, чтобы она росла, если телега вдруг замедлилась, могут лишь те, кто последние остатки разума потерял в бешеной круговой гонке «бизнес-шоп», «бизнес-шоп», бизнес-шоп». Понятно, что при такой жизни человек может хоть как-то оттянуться, лишь кого-то от души постреляв. Что мы и наблюдаем во все возрастающих дозах.

Коммунистической эксперимент, при всей его чудовищности, был единственной исторически значимой попыткой выскочить из этой ловушки. Сабельным ударом черкнуть поперек траектории качения. А значит, советский опыт, его позитивные ценности, его конструктивные составляющие, все, что духовно и ненасильственно обеспечивало это самое «поперек», заслуживают самого тщательного, самого уважительного, самого благоговейного изучения и, возможно, использования.

Мир Полудня является совершенным воплощением некоторых из этих ценностей. Он наиболее полно и маняще отразил фактически единственную разработанную мировой культурой открытую, устремленную в будущее, неретроградную альтернативу (под ретроградными я имею в виду, например, идеологию «Талибан»).

Поэтому он имеет непреходящую ценность. Не сам по себе, но как часть того положительного, конструктивного, осмысленного и вдохновляющего, что было создано при Совдепе.

Я уж не говорю о том, что для всякого мало-мальски порядочного человека защита того, что подвергается массированным бездумным, огульным нападкам, является моральным императивом. Просто из элементарного чувства справедливости.

А современная система противобаллистической защиты внедряет в нас убеждение, что положительного опыта семьдесят советских лет русской истории вообще не имели. А все, что хранит в качестве такого положительного опыта коллективная память, выжигается каленым железом. Иногда сознательно, нарочито. А иногда и явно из внутренних, чисто духовных побуждений, как раздражающий символ утраченной тобой лично, но объективно не угасшей мотивационной альтернативы, как намек на то, что если ты сам не видишь разнообразия мира, это не значит, что его нет, а значит только, что у тебя кирдык с глазами...

Я все ждал: когда же интеллигенты до Гагарина доберутся? Ладно — лагеря, культ, сифилитические большевики доброго царя замучили; тут понятно. Ладно, Гитлера победили только потому что садист и маньяк Сталин безжалостно завалил трупами собственного народа чувствительный, не привыкший к виду крови вермахт. Но вот этот крепко вбитый сверкающий гвоздь когда же постараются выдернуть из мировой истории и сказать, что его почитай и не было, а была только та же рыхлая ржавчина, та же тоска, то же мучительство и коверкание человеческих судеб? Дождался: Герман-младший сдюжил «Бумажного солдата». Ложь на лжи, даже просто по-человечески. Чтобы на молодежной вечеринке начала шестидесятых никто ни разу не засмеялся! Только стонут. И ведь найдутся уже молодые, кто не знает того времени и поверит... Как же надо для такого творчества брезговать теми, кому любо на благо Родины ковать что-то железное! Как запальчиво стремиться свою нынешнюю желчь проиллюстрировать высосанными из пальца моделями, выдавая их за наше реальное прошлое! Трансплантировать нынешнюю бесцельность в иных, не таких, увлеченных, мечтающих, целеустремленных и нежелчных! В тех, кто только и являет собою напоминание о возможности выбора!

Вот о чем я писал «Стажеров»... «Бумажного солдата», кстати, тоже тогда еще не видев.

Но мы же все много лет под этим излучением живем, давно выучили его спектр и частоты...

А вы мне про секретарскую прозу. Да тут речь идет о жизни и смерти человечества!

 

(С) Вячеслав Рыбаков, Василий Владимирский, 25.03.2009

Комментарии наших читателей:

whocares5 апреля 2009, 20:34
Рыбаков — беспомощный и очень неумный графоман


Геннадий5 апреля 2009, 22:27
Разделяю взгляды Рыбакова, все по существу. Дай Бог ему здоровья и долголетия


ZOG6 апреля 2009, 10:30
Рыбаков — беспомощный и очень неумный графоман c претензиями и непомерно раздутым ЧСВ


fkruk6 апреля 2009, 12:03
Замечательное интервью. Спасибо!


Mithron6 апреля 2009, 12:32
Молодец Рыбаков!


weer6 апреля 2009, 14:56
Спасибо!


Nikolai7 апреля 2009, 1:42
Рыбаков - талантливый писатель и настоящий гражданин!


seryi7 апреля 2009, 7:39
Вячеслав Рыбаков ... сильный, оригинальный писатель, умный публицист – и одновременно, человек, безнадежно поглощенный имперской ностальгией.

От его “Гравилета” я был в восторге. А из “ордусского” цикла едва дочитал первую книгу, просто неприятно стало. Стиллистически написано ничуть не хуже, но сам мир этой “Ордуси” неприятен.

Интервью его читаю с интересом. Все-таки он умный человек. Хоть я с ним и не согласен почти по всем пунктам.

Но как ему удается до сих пор думать, что “система противобаллистической защиты” все еще разносит либеральную заразу? Когда там уже давно Сталин – эффективный менеджер ...


Alex7 апреля 2009, 11:54
Действительно, нет чтобы ему, как всякому порядочному человеку, ностальгировать по временам развала и распада девяностых, а он, вражина, ностальгирует по могучей державе. Это неприятно. Всякий настоящий российский писатель и публицист должен мечтать, чтобы Россия стала маленьким и незаметным государством, и влилась наконец в братскую семью ЕС.


seryi8 апреля 2009, 5:52
Alex: "настоящий российский писатель и публицист" ни мне, ни вам ничего не должен. Как слышит, так и пишет. У такого таланта, как Рыбаков, свои пути и своя мера, и не мне, человеку ординарному, его критиковать.

Но соглашаться с ним я не обязан. Могучая держава мне не нужна, на практике все это могущество сводится к бюрократическому маразму и казнокрадству, под вопли о врагах и отчаянные, но малоуспешные попытки найти хоть каких-нибудь союзников.


Alex8 апреля 2009, 12:12
"На практике все это могущество сводится...". Да, господь с Вами! Можно пенять той системе на политическую несвободу, идеологическую зашоренность и проч., но... Что в СССРе казнократсва было больше, нежели в Ельцинской и нынешней России? Как бывший работник правоохранительных органов ответственно заявляю - нет, тогда за казнокрадство и взятки даже еще и сажали и даже порою расстреливали, причем не взирая на чины и родственные связи - достаточно вспомнить расстрельное дело директора "Елисеевского", личного друга всесильного тогда в Москве Гришина, дела замина торговли Тригубова, дело зятя Брежнева Чурбанова - примеры можно множить и множить. А в наше время? Ах, да! Министра юстиции В.Ковалева признали виновным в крупных хищениях и взяточничестве и дали 9 лет...условно(!). Прям как Климу Чугункину впаяли.


Alex8 апреля 2009, 12:14
И про союзников тоже неправда: у СССР полмира в союзниках ходила. Любое гос-во, которое нуждалось в поддержке, примыкало либо к нашему лагерю либо к другому. А сейчас кто у нас в союзниках? Порастеряли вместе с могуществом (а тех, что еще оставались - сами предали). И это естественно - кому нужна в союзники слабая держава?


seryi9 апреля 2009, 4:41
Насчет казнокрадства и отсутствия союзников - это про нынешнюю Россию и написано.

В СССР действительно казнокрадства было много меньше, а союзников у него было больше. Но там была особая ситуация. В коммунизм верили вроде бы зря - но пока верили, идеология служила хребтом всей системы. На этот хребет крепились все общественные институты, и более-менее работали.

Больше так не получается. Коммунизм не воскресить, а сочинить новую идеологию специально на роль хребта - тоже сомнительно, так идеологии не рождаются.


Игорь13 апреля 2009, 21:04
Глубокие, честные, яркие мысли. Надо быть законченным носителем худших черт семитства, чтобы считать его "неумным" etc. Но что удручает: в этом мало удивительного...


Анатолий Гусев14 апреля 2009, 6:05
> Надо быть законченным носителем худших черт семитства,
> чтобы считать его "неумным" etc.

Точно! жЫды во всем виноваты.

Рыбакова, думаю, такая поддержка мало повеселит.


Alex14 апреля 2009, 9:12
Да уж, с иными друзьями и враги не нужны


ЖэДэ14 апреля 2009, 18:47
То есть Вы полагаете, что, если уж жЫды далеко не во всем виноваты, стало быть, Рыбаков таки неумный графоман и певец импотенции?
А если не полагаете, тогда при чем тут "жЫды во всем виноваты"?


Alex15 апреля 2009, 1:02
Странная, ускользающая логика у Вас г-н ЖэДэ. Анатолия, как я понял, покоробила фраза о том, что только "законченный носитель худших черт семитства" может считать Рыбакова неумным. И я в этой оценке с Анатолием солидарен, поскольку вместо поддержки г-н Игорь невольно преписывает Рыбакову антисемитизм, что, во-первых, неправда, а во-вторых, медвежья услуга. А Рыбаков безусловно талантливый писатель и статья его (на мой взгляд) замечательная и правильная.


Alex15 апреля 2009, 1:04
Странная, ускользающая логика у Вас г-н ЖэДэ. Анатолия, как я понял, покоробила фраза о том, что только \"законченный носитель худших черт семитства\" может считать Рыбакова неумным. И я в этой оценке с Анатолием солидарен, поскольку вместо поддержки г-н Игорь невольно приписывает Рыбакову антисемитизм, что, во-первых, неправда, а во-вторых, медвежья услуга. А Рыбаков безусловно талантливый писатель и статья его (на мой взгляд) замечательная и правильная.


Анатолий Гусев15 апреля 2009, 5:28
2 Alex:

Именно так.


ЖэДэ16 апреля 2009, 13:19
Да нет же. Логика проста.
С маху клеймить антисемитом любого, кто полагает какого-либо еврея необъективным, причем необъективным именно из-за национальных предрассудков, а не случайного несварения желудка — нечестно и недальновидно. И только увеличивает антисемитизм, кстати. И крайне оскорбительно для того, кто осмелился высказаться о том, что наболело. Возможно, наболело в силу его предрассудков, да, возможно — но они, возможно, ничем не хуже, чем предрассудки еврея, которого вы с таким автоматизмом, на интеллигентском рефлексе, кинулись защищать от привидевшегося вам антисемита.
Недавно мелькнул заголовок: «Почему русские классики не любят евреев?» (http://exlibris.ng.ru/kafedra/2009-03-05/4_jews.html) Значит, это можно. Но попробуйте публично задаться вопросом: «Почему евреи не любят русских классиков?» Ответ будет, как всегда, блистать глубиной и антифашизмом: «Ну конечно, во всем жЫды виноваты!»


Alex16 апреля 2009, 15:00
Предрассудки есть у многих, верно. Так что ж их (предрассудки эти) теперь оправдывать или пестовать? Да и никто никого вроде не клеймил. А название статьи некорректное и дураковатое: кому-то из русских классиков и впрямь можно попенять за нечто подобное, но уж никак не всем. Кроме того, тогда уж Ваш ответный вопрос должен звучать следующим образом: «Почему еврейские классики не любят русских?». Согласитесь, звучит еще более странно (деликатно говоря), чем заголовок упомянутой Вами статьи.


slavanikifor1 мая 2009, 11:29
может ,хватит про "живое"?лучше прокомментируйте вектор развития мира по существу!!аргументированно.


old_maid9014 мая 2009, 0:35
Уважаемый Вячеслав Рыбаков. С удовольствием прочла ваших "Стажеров..."
С еще большим-ваше интервью. Согласна с вами полностью,и разделяю вашу боль о тенденциях, вами замеченных.
Большое вам спасибо,здоровья и успехов.
А что не все вас понимают-так это ж закон природы,нет?
спасибо


Эол23 мая 2009, 12:32
Уважаемый ВячеславРыбаков!
Спасибо Вам за статью, за статью умную и добрую. И за все Ваши книги.
Держитесь!
И приезжайте в гости:-) Мы те посиделки с переносом диванов, до сих пор вспоминаем:-)
(Вы у нас в гостях были с Олегом Свердловым).
Приезжайте ещё!


Сергей9 сентября 2009, 21:46
Спасибо Вам за "Стажеров" и эту статью."Стажеров" перечитал несколько раз.Точное отражение реальности!Крылатые фразы!


Сергей5 октября 2009, 23:24
"Шакалы тявкают, караван идёт"... Дай Боги здоровья Вячеславу Михайловичу!..



Добавить комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

Уведомлять меня об ответах на мой комментарий
Ваш e-mail:
Введите код проверки:


обновить
 
 
> НОВИНКИ
Королевство кривых зеркал Виталий Губарев Шпандау: тайный дневник Альберт Шпеер Ледяная принцесса Камилла Лэкберг Сладость на корочке пирога Алан Брэдли Лакомство Мюриель Барбери Сладкая жизнь Питер Мейл Будут неприятности Галина Щербакова Господин с кошкой. 111 лучших и 55 новых рассказов Денис Драгунский

> РЕЦЕНЗИИ
Последний комментарий:
01.09.2010
Ольга: У меня вся семья прочитала книгу..осталась ...
читать дальше


Самая обсуждаемая
за 3 месяца:
Наталья Дубина Домашний планетарий
Наталья Дубина:
Домашний планетарий

> КОНКУРС

Выиграй роман Дэвида Николса «Один день»!

Приз конкурса
Ответьте на вопросы викторины и выиграйте роман Дэвида Николса «Один день»!
Приз предоставлен издательством «Рипол классик»