СПб, ст. метро "Елизаровская", пр. Обуховской Обороны, д.105
(812) 412-34-78
Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
Главная » Главная » История

История

Сегодня трудно представить себе Петербург без Книжной ярмарки в ДК им. Крупской. Организованная в 1992 году, она прошла путь от почти стихийного «книжного развала» до крупнейшего центра мелкооптовой и розничной книжной торговли. Об истории создания и развитии ярмарки рассказывает Иосиф Аполлонович Каландия - член президиума «Союза книжников “Слово”», директор по связям с общественностью Книжной ярмарки в ДК им. Крупской.

КОГДА КНИГ В МАГАЗИНАХ НЕ БЫЛО…

Наверное, сегодня даже смешно вспоминать то время, когда книг в магазинах просто не было. Для того чтобы что-то найти в 60-е годы, когда я только начал заниматься книгами, приходилось стаптывать ноги, ходить в букинистические магазины, знакомиться с другими книжниками, одержимыми чтением, и доставать нужные издания через них. Так вот, тогда, в 60-е, можно было купить редкие или популярные книги «с рук», в садике за магазином «Подписные издания» на Литейном. Там собирались библиофилы, обменивались книгами, а чаще продавали их друг другу или желающим. Но «с рук» книжка стоила по тем временам 4-5 своих номиналов! Например, если книжка в магазине стоила 60 копеек, то в садике на Литейном она уже шла по 3 рубля. По советским временам это было, конечно, незаконно, но другого выхода не было. На Литейный шли не за прибылью, а просто потому, что хотели почитать книги, которые в магазинах купить было невозможно. Умудрившись где-то «достать» 4-5 книг, можно было их продать, а на вырученную сумму купить то, что было нужно тебе самому. Вот с этого все и начиналось. Милиция долгое время на это смотрела «сквозь пальцы», при том, что подобная деятельность называлась, конечно, «спекуляция». Но начиная с 1969 года работники «органов» стали книжников задерживать, а книжники, соответственно, — более или менее успешно прятаться, переезжать с места на место. Так появились теперь уже легендарные места встреч в саду им. Карла Маркса, на знаменитой «Трубе», даже за город ездили. Шли годы, но все так и продолжалось, пока в 1984 году при Обществе книголюбов в ДК им. Карла Маркса не был создан клуб, куда члены этого общества могли придти и обмениваться там книгами.

СНАЧАЛА БЫЛ «ВОДОКАНАЛ»...

В то время я был режиссером клуба «Водоканал», и вместе с Михаилом Анатольевичем Гладковым, директором этого клуба, мы решили сделать книжный клуб у нас — надоело за книжками так далеко ездить, не лучше ли, подумали мы, чтоб книжки приехали к нам? В Дзержинском районе клуб «Водоканал» был единственной открытой площадкой, да еще там устраивали вечера для сотрудников МВД. И мы получили разрешение на организацию клуба, при том, что на встречах дежурили два сотрудника ОБХСС. Как раз тогда движение книжников стало разрастаться, и посетителей становилось все больше. Постоянных участников встреч было несколько сот, не меньше: два этажа было заполнено желающими меняться или продавать книги, да и дворик был забит. Приезжали в «Водоканал» книжники не только из Питера, но и из Москвы, где ничего подобного не было.

НОВОЕ МЕСТО ДЛЯ КНИЖНОГО КЛУБА

В конце восьмидесятых, когда набирала силу «перестройка», положение изменилось: частная торговля книгами легализовалась. Сначала у нас возникла идея создать некую «книжную биржу» на «Водоканале». Но, в силу того, что там уже было тесно для участников и посетителей, мы стали искать новое место для книжного клуба. Выбор пал на ДК им. Крупской. Мы переехали сюда в 1992 году, и тогда наш книжный клуб был официально зарегистрирован как Книжная ярмарка. Многие уже забыли о том, как выглядел знаменитый на весь город книжный развал в ДК им. Крупской лет десять-двенадцать назад. Сначала все выглядело достаточно страшно — тусклое здание, практически без ремонта. Мы решили с самого начала идти по пути цивилизованной торговли, достали жутко дефицитные туристические складные столы, поставили их по периметру залов, чтобы не торговать книгами с пола. То есть, изначально книжники приняли решение, что это будет стационарный центр книжной торговли, и работать он будет каждый уикэнд. Если за книгами едут к нам со всего Северо-Запада, люди должны быть уверены, что они приедут из Таллина, из Риги, из Архангельска, из Череповца в пятницу, субботу, воскресенье, и Книжная ярмарка обязательно работает. А начинали мы с трех помещений в ДК. Сегодня не только все помещения внутри здания, но и вся территория ДК задействована ярмаркой.

ЯРМАРКА И КОММЕРЧЕСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ

В тот момент, когда книжники обосновались в ДК им. Крупской, уже развивалось коммерческое книгоиздание, а государственное начало сдавать позиции. Изначально и на «Водоканале», и здесь, в «Крупе», собирались просто книголюбы. Но многие из тех, кто торговал книжками на «Водоканале» — а это были в большинстве своем интеллигентнейшие, образованные, прекрасно знающие книгу люди — постепенно перешли в коммерческое книгоиздание. Они хотели сами издавать любимые книги, или те, которые могли бы принести коммерческий успех. Среди руководителей современных питерских издательств и тех, кто руководил издательствами в середине 90-х, были и есть книжники, работавшие на «Водоканале» и в ДК им. Крупской. Они же прекрасно знали и литературу, и книгоиздание, и рейтинги книг, и конъюнктуру книжного рынка. Книги вообще издают и продают чаще всего книголюбы. Благодаря ДК им. Крупской они стали специалистами в книжной торговле. Как правило, сначала создавалась реализационная сеть, потом на этой базе организовывалось издательство. Кстати, в первые годы ярмарки с каждым продавцом можно было говорить часами о литературе, о книгах. Самые талантливые или создавали издательства, или шли работать в издательскую систему, или открывали торговые точки. Сегодня уже не тот уровень, хотя есть и сейчас продавцы высочайшего класса, с высшим филологическим, философским образованием, есть настоящие библиофилы.

РОМАНТИКА «КНИЖНОГО БУМА»

В чем прелесть нашей ярмарки, так это в том, что это — первый рынок. Я имею в виду не рынок-базар, а рыночные отношения. В свое время, когда мы только собирали книжки, мы думали: если бы сейчас издать то-то и то-то, то можно было бы легко стать миллионером... А когда было разрешено коммерческое книгоиздание, все это осуществилось на самом деле. Начали печатать кумиров — Дюма, Кристи, Чейза, Штильмарка. В СССР за три года издали все самое лучшее, что в мире сочиняли и издавали 70 лет. Это был огромный поток. И читатель делал выбор — стоило насытить первый голод, и сразу нужно было искать что-то новое, лучшее, удовлетворять спрос.

Собственно говоря, книжный бизнес стал первым сектором экономики, где победили рыночные отношения. А здесь, в Питере, был первый книжный рынок в стране. Уже потом, с учетом нашего первого опыта, появился «Олимпийский» в Москве, похожие рынки в других городах России и ближнего зарубежья. И, безусловно, приятно ощущать себя первопроходцами. Правда, по моему мнению, лучшее в книжном бизнесе уже позади. Мы были настоящие романтические пираты, мы печатали и продавали, не спрашивая разрешения. Я, конечно, приветствую переход к цивилизованному рынку, но мне немного жаль ушедшей романтики. Зато, к счастью, на смену номенклатурным литераторам пришли современные русские писатели.

КЛУБНАЯ АТМОСФЕРА В КНИЖНОМ СУПЕРАМАРКЕТЕ

Клубные отношения в ДК им. Крупской, которые родились еще на «Водоканале», а в чем-то и раньше, поддерживаются до сих пор. И сегодня часть посетителей ярмарки приходит сюда не столько за покупками, сколько за тем, чтобы поговорить о литературе, повстречаться со старыми знакомыми, обсудить книжные новинки. Коммерция, конечно, побеждает, но, к счастью, есть еще и энтузиасты-библиофилы, и торговцы-одиночки на Книжной ярмарке. Ради того, чтобы сохранить клубные отношения, мы пошли на то, что разрешили самым достойным представителям торговцев-библиофилов работать с лотков. Возможно, это анахронизм, но зато на втором этаже ДК и сейчас существует островок библиофилов, которые блестяще знают литературу и книгу. Это настоящие высококлассные книжники. И все-таки сейчас, по крайней мере, в последние годы, ярмарка все больше напоминает книжный супермаркет. Это естественный процесс. У нас в Петербурге есть потрясающие издательства, практически все представляют в ДК им. Крупской свою литературу, есть филиалы и представительства большинства московских издательств. Из Москвы к нам за книгами уже не приезжают, но для Северо-Запада ДК им. Крупской до сих пор остается книжным центром, где отчасти даже распределяются тиражи. Я достаточно пессимистичный человек, но, надеюсь, эта роль у ярмарки сохранится.

СОЮЗ КНИЖНИКОВ «СЛОВО»

Для того чтобы выжить в условиях коммерциализации, книжникам, постоянно работающим на ярмарке, необходимо было объединиться. Это диктовалось временем. В других городах пошли по иному пути, а питерские книжники решили создать общественную организацию. Она сформировалась уже здесь, в ДК им. Крупской, и объединила разрозненных издателей и торговцев в единый организм. Легче стало решать самые разнообразные проблемы — от внутренних отношений до отношений с, так сказать, внешним миром. Вообще, «Слово» - уникальная структура, и как общественная организация зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Помимо роли организатора ярмарки, которую выполняет Союз книжников, он еще занимается благотворительностью, просветительской деятельностью, участвует в общественной и литературно-издательской жизни Петербурга. Достаточно сказать о многолетней поддержке «Странника», «АБС-Премии», участии в работе книжных выставок. Наконец, Союз книжников в течение десяти лет выступал учредителем замечательного журнала «Питерbook», который высоко оценивали и профессионалы, и книголюбы. Поэтому неудивительно, что гостями нашей ярмарки были – и еще будут многие маститые писатели и поэты, художники.

КАКИМ МЫ ВИДИМ БУДУЩЕЕ ЯРМАРКИ?

Ярмарка развивается вместе с книготорговой и книгоиздательской отраслью и идет по пути цивилизованного бизнеса – сохраняя прежний дух книжного клуба, не забывает и об удобстве посетителей. Отремонтированы и реконструированы залы, увеличены торговые площади. Перед зданием ярмарки открыта бесплатная стоянка на 80 автомобилей – теперь у посетителей не будет проблем с парковкой. Наконец, с учетом давно назревшей необходимости мы открываем Информационно-справочную службу ярмарки. Создается электронная база данных книг, имеющихся в продаже. База данных будет обновляться два раза в неделю, и любой желающий сможет либо здесь, на сайте, либо по телефону 412-34-78 узнать о наличии интересующей его книги.

Вверх